– Олег, какие сейчас имеются средства для организации мониторинга инфраструктуры, приложений, бизнес-процессов?
– Рынок систем мониторинга сейчас переживает второе рождение. Многие отраслевые стартапы и инструменты с открытым исходным кодом выходят в корпоративный сегмент полноценных observability-платформ, постепенно охватывая новые функциональные области. Одной из самых перспективных и активно растущих областей на данный момент является Application Performance Monitoring (APM). Ведь именно APM позволяет показать, как именно ИТ влияют на бизнес-процессы. Многие вендоры на рынке IT Operations уже обзавелись таким инструментом в своем портфеле. Также из восходящих трендов можно отметить интеллектуальные зонтичные AIOps-платформы управления событиями, продвинутую автоматизацию управления инцидентами, а также системы класса Process Mining.
Первый заместитель управляющего директора компании «ЛАНИТ-Интеграция» (входит в группу ЛАНИТ) Олег Головко
– Грамотно организованный мониторинг - каким он должен быть? Велико ли в нем участие человека, или большее значение имеют правильно подобранные средства автоматизации? Какими компетенциями должен обладать специалист, ответственный за мониторинг?
– В крупной компании мониторинг должен выполняться на всех уровнях: от инженерных систем, сети и инфраструктуры до бизнес-процессов, цифрового опыта и клиентского пути. Причем данные с каждого уровня должны передаваться наверх для агрегации и корреляции. Не охватив один из уровней, мы теряем контроль над ситуацией и драгоценное время в случае возникновения проблем. А клиент, как мы знаем, не любит ждать.
Платформа мониторинга, как и любая высоконагруженная информационная система, требует грамотного внедрения, поддержки и развития. Отдельной задачей является обучение пользователей платформы - разработчиков, администраторов, системных и бизнес-аналитиков, среди которых часто возникает сопротивление изменениям. Роль команды мониторинга в этих процессах очень важна.
Специалист мониторинга, в первую очередь, должен обладать широким техническим кругозором, ведь кроме знания самих инструментов нужно понимать принципы работы всех объектов мониторинга - сети, операционных систем, баз данных, прикладного ПО, а теперь еще и бизнес-процессов. И, безусловно, неотъемлемый навык - системный анализ и программирование хотя бы на базовом уровне для реализации многочисленных интеграций.
– Какова роль интегратора в этом процессе? На каких участках помощь интегратора незаменима?
– Интегратор исторически силен в трех вещах: экспертиза, понимание рынка технологий и опыт создания комплексных проектов с разными заказчиками. Поэтому роль интегратора как внешнего консультанта в процессе создания платформы мониторинга особо важна на ранних стадиях подбора инструментов, проектирования архитектуры, интеграции в ландшафт информационных систем, а также запуска, наполнения первичными данными и обучения. За это время у заказчика должна сформироваться команда, которая займется дальнейшей поддержкой, развитием платформы, а также распространением подходов и инструментов внутри компании в режиме самообслуживания. На этом этапе интегратор может оказывать вторую линию поддержки, выполнять отдельные сложные задачи и усиливать ресурсами для ускорения темпов развития.
– Каким опытом обладает в данной сфере ваша компания? Как давно занимается этим направлением, какими достижениями гордится, какими уникальными технологиями располагает?
– Наша компания за последние пять лет реализовала более 15 проектов по мониторингу разной сложности и в различных отраслях. У нас одна из лучших в России команд по APM, отличная экспертиза по современным open source-инструментам инфраструктурного мониторинга, опыт построения зонтичных систем мониторинга и операционной аналитики, активно развивается направление промышленного мониторинга.
– Расскажите, пожалуйста, о нескольких интересных и показательных проектах.
– Мы гордимся, что обеспечивали качество сервиса HD Wi-Fi по высочайшим требованиям FIFA на стадионе Лужники во время чемпионата мира по футболу в 2018 году, для чего построили систему мониторинга и аналитики на базе Splunk с эмуляцией действий конечных пользователей. В прошлом году сделали миграцию системы аналитики данных со Splunk на Elastic в финансовом секторе. А в этом - реализуем крупнейшее в России внедрение мониторинга бизнес-процессов на базе платформы «Ключ-Астром» в банковской сфере.
– Ваше экспертное мнение о перспективах развития направления мониторинга ИТ и роста его значимости для компаний в целом и разных категорий пользователей.
– С увеличением темпов цифровой трансформации зависимость бизнеса от ИТ становится все сильнее. А значит, ИТ-мониторинг становится ключевым инструментом не только ИТ-службы, но и бизнес-пользователей. Первопроходцем здесь по традиции является сегмент E-commerce, но уже начали «подтягиваться» и другие сектора.
– Большое спасибо за беседу!