– Олег, расскажите о развитии RPA. Что происходит в отрасли сейчас? Какое будущее её ожидает?
– В отрасли в целом сейчас можно наблюдать увеличение количества внедрений и роботизируемых процессов: часть компаний уже оценили скорость и стоимость внедрения, нашли новые процессы для роботизации, другие – посмотрели успешные кейсы коллег и увидели потенциал в своем бизнесе. Активно идет импортозамещение – тема роботизации за рубежом стартовала раньше, чем у нас, и многие бизнесы выбирали лидирующие иностранные платформы для внедрения. Времена изменились, продлить лицензии прежних лидеров UIPath и Blue Prism теперь в России невозможно. При этом отказываться от показавшей свою эффективность роботизации никому не хочется. С другой стороны, российские платформы за последние годы сильно подтянулись в своих возможностях. Текущий и 2023 года пройдут под лозунгом «замещения», в рамках которого уже видна борьба отечественных платформ за лидерство.
– Какие выгоды несет внедрение RPA? В чем заключается очевидная и неочевидная польза от цифровых роботов?
– RPA – все та же автоматизация ручного труда, ее основная ожидаемая выгода – экономическая. Когда на одной чаше весов находятся десятки операционистов, которые могут ошибиться, заболеть, неожиданно покинуть компанию, а на другой – робот быстрой разработки, лицензии на несколько сотен тысяч рублей и минимальное сопровождения в год, – выбор с точки зрения расходов очевиден. Робот хорош в процессах, которые не часто меняются, протекают в нескольких системах или требуют «арифметической» обработки большого объема входящих данных. В большинстве случаев доработку самих систем можно автоматизировать, однако такая задача может превратиться в большой, дорогой и не быстрый кроссплатформенный проект. При этом настроить робота поверх уже существующих интерфейсов и нарисованных квадратиков ручного процесса можно, условно, за несколько недель одним-двумя специалистами.
Руководитель портфеля проектов центра компетенций прикладных решений Т1 Интеграции Олег Шварёв
Неочевидная польза – повышение гибкости и адаптивности компании. Когда изменение в процессе можно произвести за пару дней, а то и часов, не затрагивая основ, высеченных в железе и коде, компания быстрее и дешевле реагирует на изменение среды, а значит, становится более жизнеспособной. Речь также о скорости организационных изменений. Самый большой барьер для изменения процесса – люди, привыкшие к старому процессу. Этого недостатка робот лишён. В результате путь от изменений на бумаге до изменений в реальном процессе достаточно быстрый.
– Если ваша компания занимается RPA, то как давно? С какими вендорами работает, какие есть свои наработки и разработки в этой нише? Если нет, то по каким причинам, есть ли планы открыть такое направление?
– Группа Т1 – один из пионеров RPA в России. Изучать тему мы начали еще в 2017 году: взаимодействовали с иностранными вендорами, наблюдали и совместно развивались с российскими платформами. Сейчас мы имеем успешный опыт по анализу процессов для внедрения, разработке и запуску в эксплуатацию роботов, миграции роботов между платформами. У нас есть необходимые компетенции для внедрения самых передовых, и, на наш взгляд, имеющих наибольший потенциал платформ, в частности Primo RPA, Sherpa, Pix Robotics. Мы не останавливаемся и изучаем другие решения, которые появляются, и предлагают рынку новую функциональность и возможности.
– Практическое применение RPA: какие типовые примеры вы можете привести, какие нестандартные кейсы были реализованы вашей компанией?
– Из наиболее часто встречаемых и выбираемых процессов для роботизации: выпуск и отправка документов, актуализация и гармонизация информации о клиентах в разных системах, обработка сообщений из внешних источников, запуск бизнес-процессов в зависимости от полученных данных. При детальном разборе появляется нестандартность. Бизнес-смысл одинаковый, но надо учесть особенности, например, у системы интерфейс без доступа к объектной модели, действие на удаленном защищённом терминале или нужно распознать рукописный текст с заявления. В ходе внедрения мы успешно находили много интересных решений для каждой из ситуаций.
– Как вы считаете, в условиях существующей политической и экономической ситуации возможен ли в отрасли RPA полный отказ от зарубежного ПО? Достаточно ли сейчас импортозамещающих решений, если нет, то в какой перспективе они могут появиться?
– Говоря о платформах, в текущих реалиях, когда зарубежные компании уже официально уведомили о невозможности продления лицензий и скором прекращении поддержки, полный отказ от зарубежного ПО является неизбежным. Все основные необходимые функции в российских платформах уже есть. И в своем большинстве они не хуже, чем в зарубежных аналогах. Если взять две системы, например, Primo RPA и UIPath, то на мой взгляд, выбор потребовал бы тщательного сравнения как технических, так и ценовых предложений. Результат этого сравнения отнюдь не очевиден. Безусловно, российским решениям есть куда стремиться, и возможно, что на горизонте двух-трех лет они станут даже лучше текущих зарубежных лидеров.
– Большое спасибо за беседу!