Системный архитектор ГК ICL Наталия Ефимцева: «Мы наблюдаем активный рост российского рынка облачных сервисов»

ICL Services предлагает услугу по миграции ИТ-инфраструктуры из зарубежных облаков, таких как AWS, Azure, GCP, в российские облака Yandex Cloud, Cloud (ранее SberCoud), MTS Cloud, VK Cloud, BeeCloud. Команды архитекторов и инженеров компании помогают заказчикам спланировать и выполнить миграцию, определиться с целевым облаком, учитывая текущую инфраструктуру и ключевые требования. Другая востребованная инициатива - замещение импортного ПО на российское или ПО с открытым исходным кодом. Об этом рассказывает системный архитектор ГК ICL Наталия Ефимцева.

– Наталия, какие волны санкций особенно сильно повлияли на облачный ИТ-ландшафт российских компаний?

– Наиболее резонансными, вероятно, были санкции, которые способствовали уходу зарубежных вендоров с российского рынка (Microsoft, Oracle, Intel, Cisco, IMB, NVIDIA и др.). Да, сложно, неприятно, но бизнес-процессы компаний, полагающихся на решения ушедших компаний, не остановились. ИТ-подразделениям пришлось приложить для этого дополнительные усилия, но ИТ и бизнес справились. Если вспомнить недавние проекты ICL Services, то где-то PostgreSQL пришел на замену SQL Server или Oracle, где-то UserGate на смену Cisco в разрезе сервисов файрвола, прокси и VPN, и таких примеров много.

Кроме того, мы наблюдаем, что свои ИТ-системы уже разворачивают или планируют развернуть в ближайшее время в публичных облаках те компании, которые ранее не были готовы к этому или рассматривали публичное облако как резервный вариант. Во многом это связано с проблемами с логистикой серверного и сетевого оборудования, тогда как в облаке мощности можно получить уже сейчас и запустить проект без простоя.

 

Системный архитектор ГК ICL Наталия Ефимцева

 

Какие процессы, связанные с введением санкций, затрагивающих облачные сервисы, проходили на отечественном рынке?

Компания ICL Services (входит в группу компаний ICL) вошла в тройку победителей окружного этапа Всероссийской премии «Экспортер года» в Приволжском федеральном округе. Компания заняла второе место в номинации «Экспортер года в сфере услуг» в категории «крупный бизнес». Церемония награждения лауреатов окружного этапа состоялась 12 октября в рамках Межрегионального экспортного форума в Перми (см. новость раздела «ICL Services» от 13 октября 2022 г.).

– В сфере SaaS-сервисов появилось много аналогов зарубежным сервисам, охватывающим рынок B2C и B2B и включающие функциональность, необходимую именно для российских клиентов (например, соответствие №152-ФЗ).

Многие облачные вендоры прошли процесс включения в реестр российского ПО (в реестре можно найти решения от Cloud (ранее SberCloud), VK Cloud, платформу Yandex Cloud и т.д.).

Активно стали развивать облачные сервисы, в том числе PaaS, на основе собственных разработок и Open Source решений. Для мониторинга решений в VK Cloud можно легко подключить Zabbix агента или экспортировать метрики в формате Prometheus в Yandex Cloud.

Какие действия во всей этой ситуации принимали отечественные интеграторы?

– Различные компании отреагировали по-разному, но все постарались минимизировать влияние на конечных клиентов и сохранять договорные обязательства. Во многих компания произошли организационно-структурные изменения, нацеленные на поддержание как своего международного бизнеса, так и российского.

Если говорить о технологической стороне вопроса, то компании расширили стек предлагаемых решений, более активно включая в него не только Open Source продукты, но и продукты индийских и китайских вендоров. ICL Services предлагает внедрение решений от таких вендоров как Arcon, Vinchin, WSO2, которые могут стать заменой продуктов CyberArk, Wallix, OneIdentity, BeyondTrust, Acronis, Veeam, используемых в частных или гибридных облачных решениях. Наша компания, как я полагаю, как и большинство других, в сложившихся условиях усилила инвестиции в своих сотрудников, предоставляя им возможность получить знания по работе с новыми продуктами для дальнейшего оказания качественных услуг заказчику. Из повседневных задач интересным примером является то, что где раньше использовали Ubuntu, то сейчас пробуем Astra Linux.

Совместно с нашим ключевым партнёром Softline компания ICL Services пришла на помощь российским пользователям линейки продуктов Microsoft, которые лишились технической поддержки в рамках обслуживания Premier Service. Теперь пользователи могут получить высококачественную техническую поддержку и консультацию по продуктам Microsoft Active Directory, Microsoft Office, Microsoft SQL Server, Windows Server, Microsoft SharePoint и прочим продуктам компании Microsoft от профессиональных специалистов ICL Services. Для взаимодействия с пользователями используется платформа приема и обработки инцидентов, построенная на базе собственной разработки ICL Services под названием Arbeiten, которую мы в короткие сроки развернули в одном из публичных облаков.

Как к настоящему моменту изменилась в свете санкций облака российских компаний – публичные, частные, гибридные?

Компании ICL Services и «Форсайт» подписали партнерское соглашение. Стороны планируют объединить усилия для решения актуальных задач импортозамещения, чтобы обеспечить российских заказчиков качественными аналогами зарубежных BI-систем (см. новость раздела «ICL Services» от 5 сентября 2022 г.).

– Мы наблюдаем активный рост российского рынка облачных сервисов. Стоит заметить, что начался он, конечно, не вчера, а уже несколько лет идет активный прирост год от года. В частности, мы как компания видим это по расширению предлагаемых облачных сервисов, запросу на проекты разворачивания решения в облаке, а также активному развитию партнерских программ и расширению обучающих материалов от участников облачного рынка.

Введенные санкции и сложившиеся обстоятельства способствуют росту спроса на российские облака, которые, как заметила выше, сервисно и технологически к этому готовы. А возросший спрос тем самым ускоряет их рост и развитие, в том числе способствует появлению новых сервисов как в Preview, так и в GA. Российские вендоры прислушиваются к запросам клиентов и оперативно добавляют к платформе востребованную функциональность. Недавняя конференция Yandex Scale порадовала появлением сервисов Cloud Backup для виртуальных машин и, конечно, функциональности по управлению группами пользователей. Замечу, что сервисы российских облаков не всегда выступают в роли догоняющих. Например, автоматическое обновление управляемого кластера Kubernetes в Yandex Cloud появилось даже раньше, чем аналогичная возможность в Azure Kubernetes Services.

В условиях возросшего спроса российские облака меняются не только технологически, но и с точки зрения бизнеса. Примером может служить появление услуги по резервированию мощностей и получение соответствующей скидки. Это, в свою очередь позволяет облачным провайдерам точнее прогнозировать динамику использования мощностей.

Российские облака продолжают расти даже в условиях осложнившейся логистики: российские облачные провайдеры анонсируют строительство новых дата-центров и расширение зон доступности. Например, VK Cloud планирует запуск ЦОД в Казахстане, а Yandex Cloud анонсировал появление нового ЦОДа в Калуге.

Как изменились соответствующие предложения интеграторов - в частности, вашей компании?

Рейтинговое агентство RAEX анонсировало список крупнейших российских групп и компаний в области информационных и коммуникационных технологий за 2021 год. В сводном рейтинге группа компаний ICL вошла в ТОП-10 с объемом выручки 16,3 млрд. рублей (без учета НДС), показав динамику роста выручки за год более чем на 16% (см. новость раздела «ICL Services» от 8 августа 2022 г.).

– Предложения расширились услугами по миграции решений из зарубежных облаков в российские облака. В этом заинтересованы как сами интеграторы, так и конечные клиенты, стремящиеся к тому, чтобы конечные пользователи не столкнулись с ограничениями при доступе к системе.

ICL Services со своей стороны предлагает услугу по миграции ИТ-инфраструктуры из зарубежных облаков, таких как AWS, Azure, GCP в российские облака: Yandex Cloud, Cloud (ранее SberCoud), MTS Cloud, VK Cloud, BeeCloud. Мы понимаем, насколько это важно - сохранить непрерывность рабочих процессов компании, поэтому проводим аудит и подготавливаем коммерческое предложение в среднем в течение 2-5 дней. Наши команды архитекторов и инженеров могут помочь не только спланировать и выполнить миграцию, но и определиться с целевым облаком, учитывая текущую инфраструктуру и ключевые требования. Например, если центральной частью инфраструктуры является кластер Kubernetes, то можно предложить расширяемый Managed Service for Kubernetes от Yandex Cloud; если актуальна аренда USB-портов, то Cloud (ранее SberCloud); если необходим именно Site to site VPN как управляемый сервис, интегрированный в общую сетевую инфраструктуру, то VK Cloud. В подобных проектах миграции очень помогает наш обширный опыт проектной работы с зарубежными облаками и эффективные партнёрские взаимоотношения с российскими облачными вендорами.

Другая инициатива, которая стала востребована и которую активно прорабатываем, - это замещение импортного ПО на российское или ПО с открытым исходным кодом. Такие проекты мы ведем и внутри компании, например, перешли с Microsoft Teams на Yandex 360. Такой переход усилил нашу экспертизу в подобных проектах миграции, что позволило уже выполнить коммерческие проекты для наших заказчиков с меньшими рисками и в более сжатые сроки.

Процессы перехода в российские облака и импортозамещения ПО сильно взаимосвязаны, так как довольно часто проекты миграции несут в себе не только непосредственно миграцию, но и параллельное замещение ПО и замену на Open Source или другие аналоги. И здесь ICL Services готова предложить как раз комплексную услугу и подход, решающие задачи миграции и импортозамещения.

 

 

Каковы ваши прогнозы относительно дальнейшего развития ситуации?

– Это наиболее сложный вопрос. Любое развитие ситуации сейчас – это работа с рисками. Основные риски, которые мы видим:

  • Попадание кода с НДВ (недокументированными возможностями) в продуктивную среду. Мы активно развиваем услугу Cyber Threat Intelligence, направленную на предотвращение и устранение возможных уязвимостей, связанных с НДВ.
  • Отсутствие покрытия ПО многих критичных для российских инфраструктур областей. Мы занимаемся как разработкой собственных нишевых программных решений, так и развитием существующих решений во взаимодействии с российскими вендорами.
  • Риски для производственных предприятий из-за отсутствия российских интегрируемых средств АСУТП (например, риск, связанный с уходом MasterSCADA с российского рынка и заменой этого решения другими решениями, интеграция между которыми еще не выстроена). Это влечет за собой риск невозможности строить комплексное автоматизированное решение. Мы как ICL Services запустили и развиваем новый для российского рынка сервис по разработке и сопровождению виртуальных шин обмена данными между различными приложениями, что позволяет частично снизить влияние рисков, связанных с построением комплексных автоматизированных решений.
  • Узкая специализация отечественных продуктов из-за малой востребованности на глобальном рынке. Будучи сервисной компанией, тесно работающей с конечными потребителями ПО, мы имеем возможность собирать и накапливать обратную связь, выясняя текущие конкретные потребности наших заказчиков в недостающем функционале ПО, которую предоставляем нашим вендор-партнерам для формирования дорожной карты развития их продуктов в соответствии с потребностями российского рынка ПО.
  • Отсутствие полноценной поддержки оборудования, доступного для отечественного рынка, со стороны программных средств и драйверов. ICL Techno разрабатывает собственную линейку аппаратных платформ и осуществляет их сопровождение в течение всего жизненного цикла. ICL Services также осуществляет поддержку аппаратных платформ, заменяя поддержку со стороны вендора.
  • Отсутствие вендорной поддержки ПО в областях, где замещение ПО влечет за собой недопустимые риски простоя. ICL Services разработала линейку сервисных продуктов, направленных на замещение услуг по технической поддержке импортного ПО на российском рынке в условиях санкционных ограничений. Об одном таком решении рассказывала выше.

Команда ICL Services старается быть стабильным партнером для наших клиентов даже в условиях постоянно меняющихся обстоятельств: усиливаем компетенции наших специалистов по новым альтернативным продуктам, планируем загруженность и доступность ресурсов, чтобы была возможность оперативно начать проект миграции и завершить его часто в достаточно сжатые сроки.

Большое спасибо за беседу!

Автор: Анна Тумакова.

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: облачные услуги, ИТ инфраструктура, ICL Services