– Наталия, какие волны санкций особенно сильно повлияли на облачный ИТ-ландшафт российских компаний?
– Наиболее резонансными, вероятно, были санкции, которые способствовали уходу зарубежных вендоров с российского рынка (Microsoft, Oracle, Intel, Cisco, IMB, NVIDIA и др.). Да, сложно, неприятно, но бизнес-процессы компаний, полагающихся на решения ушедших компаний, не остановились. ИТ-подразделениям пришлось приложить для этого дополнительные усилия, но ИТ и бизнес справились. Если вспомнить недавние проекты ICL Services, то где-то PostgreSQL пришел на замену SQL Server или Oracle, где-то UserGate на смену Cisco в разрезе сервисов файрвола, прокси и VPN, и таких примеров много.
Кроме того, мы наблюдаем, что свои ИТ-системы уже разворачивают или планируют развернуть в ближайшее время в публичных облаках те компании, которые ранее не были готовы к этому или рассматривали публичное облако как резервный вариант. Во многом это связано с проблемами с логистикой серверного и сетевого оборудования, тогда как в облаке мощности можно получить уже сейчас и запустить проект без простоя.
Системный архитектор ГК ICL Наталия Ефимцева
– Какие процессы, связанные с введением санкций, затрагивающих облачные сервисы, проходили на отечественном рынке?
– В сфере SaaS-сервисов появилось много аналогов зарубежным сервисам, охватывающим рынок B2C и B2B и включающие функциональность, необходимую именно для российских клиентов (например, соответствие №152-ФЗ).
Многие облачные вендоры прошли процесс включения в реестр российского ПО (в реестре можно найти решения от Cloud (ранее SberCloud), VK Cloud, платформу Yandex Cloud и т.д.).
Активно стали развивать облачные сервисы, в том числе PaaS, на основе собственных разработок и Open Source решений. Для мониторинга решений в VK Cloud можно легко подключить Zabbix агента или экспортировать метрики в формате Prometheus в Yandex Cloud.
– Какие действия во всей этой ситуации принимали отечественные интеграторы?
– Различные компании отреагировали по-разному, но все постарались минимизировать влияние на конечных клиентов и сохранять договорные обязательства. Во многих компания произошли организационно-структурные изменения, нацеленные на поддержание как своего международного бизнеса, так и российского.
Если говорить о технологической стороне вопроса, то компании расширили стек предлагаемых решений, более активно включая в него не только Open Source продукты, но и продукты индийских и китайских вендоров. ICL Services предлагает внедрение решений от таких вендоров как Arcon, Vinchin, WSO2, которые могут стать заменой продуктов CyberArk, Wallix, OneIdentity, BeyondTrust, Acronis, Veeam, используемых в частных или гибридных облачных решениях. Наша компания, как я полагаю, как и большинство других, в сложившихся условиях усилила инвестиции в своих сотрудников, предоставляя им возможность получить знания по работе с новыми продуктами для дальнейшего оказания качественных услуг заказчику. Из повседневных задач интересным примером является то, что где раньше использовали Ubuntu, то сейчас пробуем Astra Linux.
Совместно с нашим ключевым партнёром Softline компания ICL Services пришла на помощь российским пользователям линейки продуктов Microsoft, которые лишились технической поддержки в рамках обслуживания Premier Service. Теперь пользователи могут получить высококачественную техническую поддержку и консультацию по продуктам Microsoft Active Directory, Microsoft Office, Microsoft SQL Server, Windows Server, Microsoft SharePoint и прочим продуктам компании Microsoft от профессиональных специалистов ICL Services. Для взаимодействия с пользователями используется платформа приема и обработки инцидентов, построенная на базе собственной разработки ICL Services под названием Arbeiten, которую мы в короткие сроки развернули в одном из публичных облаков.
– Как к настоящему моменту изменилась в свете санкций облака российских компаний – публичные, частные, гибридные?
– Мы наблюдаем активный рост российского рынка облачных сервисов. Стоит заметить, что начался он, конечно, не вчера, а уже несколько лет идет активный прирост год от года. В частности, мы как компания видим это по расширению предлагаемых облачных сервисов, запросу на проекты разворачивания решения в облаке, а также активному развитию партнерских программ и расширению обучающих материалов от участников облачного рынка.
Введенные санкции и сложившиеся обстоятельства способствуют росту спроса на российские облака, которые, как заметила выше, сервисно и технологически к этому готовы. А возросший спрос тем самым ускоряет их рост и развитие, в том числе способствует появлению новых сервисов как в Preview, так и в GA. Российские вендоры прислушиваются к запросам клиентов и оперативно добавляют к платформе востребованную функциональность. Недавняя конференция Yandex Scale порадовала появлением сервисов Cloud Backup для виртуальных машин и, конечно, функциональности по управлению группами пользователей. Замечу, что сервисы российских облаков не всегда выступают в роли догоняющих. Например, автоматическое обновление управляемого кластера Kubernetes в Yandex Cloud появилось даже раньше, чем аналогичная возможность в Azure Kubernetes Services.
В условиях возросшего спроса российские облака меняются не только технологически, но и с точки зрения бизнеса. Примером может служить появление услуги по резервированию мощностей и получение соответствующей скидки. Это, в свою очередь позволяет облачным провайдерам точнее прогнозировать динамику использования мощностей.
Российские облака продолжают расти даже в условиях осложнившейся логистики: российские облачные провайдеры анонсируют строительство новых дата-центров и расширение зон доступности. Например, VK Cloud планирует запуск ЦОД в Казахстане, а Yandex Cloud анонсировал появление нового ЦОДа в Калуге.
– Как изменились соответствующие предложения интеграторов - в частности, вашей компании?
– Предложения расширились услугами по миграции решений из зарубежных облаков в российские облака. В этом заинтересованы как сами интеграторы, так и конечные клиенты, стремящиеся к тому, чтобы конечные пользователи не столкнулись с ограничениями при доступе к системе.
ICL Services со своей стороны предлагает услугу по миграции ИТ-инфраструктуры из зарубежных облаков, таких как AWS, Azure, GCP в российские облака: Yandex Cloud, Cloud (ранее SberCoud), MTS Cloud, VK Cloud, BeeCloud. Мы понимаем, насколько это важно - сохранить непрерывность рабочих процессов компании, поэтому проводим аудит и подготавливаем коммерческое предложение в среднем в течение 2-5 дней. Наши команды архитекторов и инженеров могут помочь не только спланировать и выполнить миграцию, но и определиться с целевым облаком, учитывая текущую инфраструктуру и ключевые требования. Например, если центральной частью инфраструктуры является кластер Kubernetes, то можно предложить расширяемый Managed Service for Kubernetes от Yandex Cloud; если актуальна аренда USB-портов, то Cloud (ранее SberCloud); если необходим именно Site to site VPN как управляемый сервис, интегрированный в общую сетевую инфраструктуру, то VK Cloud. В подобных проектах миграции очень помогает наш обширный опыт проектной работы с зарубежными облаками и эффективные партнёрские взаимоотношения с российскими облачными вендорами.
Другая инициатива, которая стала востребована и которую активно прорабатываем, - это замещение импортного ПО на российское или ПО с открытым исходным кодом. Такие проекты мы ведем и внутри компании, например, перешли с Microsoft Teams на Yandex 360. Такой переход усилил нашу экспертизу в подобных проектах миграции, что позволило уже выполнить коммерческие проекты для наших заказчиков с меньшими рисками и в более сжатые сроки.
Процессы перехода в российские облака и импортозамещения ПО сильно взаимосвязаны, так как довольно часто проекты миграции несут в себе не только непосредственно миграцию, но и параллельное замещение ПО и замену на Open Source или другие аналоги. И здесь ICL Services готова предложить как раз комплексную услугу и подход, решающие задачи миграции и импортозамещения.
– Каковы ваши прогнозы относительно дальнейшего развития ситуации?
– Это наиболее сложный вопрос. Любое развитие ситуации сейчас – это работа с рисками. Основные риски, которые мы видим:
Команда ICL Services старается быть стабильным партнером для наших клиентов даже в условиях постоянно меняющихся обстоятельств: усиливаем компетенции наших специалистов по новым альтернативным продуктам, планируем загруженность и доступность ресурсов, чтобы была возможность оперативно начать проект миграции и завершить его часто в достаточно сжатые сроки.
– Большое спасибо за беседу!