Мария, расскажите об истории возникновения компании, основных вехах развития?
- Наша компания была основана в 2003 году. Однако свою активную деятельность мы проявили в начале в 2004-го, предложив абонентам весьма выгодные тарифы на связь, включая безлимитные международные (см. материал рубрики «Телфин» от 6 марта 2004 г.), сломив тем самым представление пользователей телефонией о том, что таких безлимитных тарифов не бывает. Но вскоре мы пришли к выводу о необходимости расширения спектра оказываемых услуг. Соответственно, после этого появилось отдельное направление TelMe, рассчитанное на предоставление услуг связи в основном физическим лицам, а в 2008 году уже для корпоративных абонентов мы запустили целый спектр продуктов, флагманом среди которых стала виртуальная АТС «Телфин.Офис». Таким образом, сегодня мы предоставляем три базовые услуги: выгодные междугородние и международные безлимитные тарифы, виртуальные телефонные номера, а также широкий спектр телекоммуникационных решений для бизнеса на основе «облачной» платформы нашей виртуальной АТС «Телфин.Офис».
Расскажите о ваших достижениях в 2011 году?
- В прошедшем году «Телфин» не только совершенствовал свои ранние разработки, но и активно развивал новые сервисы и решения. К примеру, наша виртуальная АТС была дополнена бесплатной опцией, позволяющей переносить и подключать к ней телефонные номера любых операторов связи. Также следует отметить появление у «Телфин.Офиса» таких функций, как follow me и управление звонками с мобильных телефонов. С данными возможностями, по сути, наши абоненты из бизнес-сектора могут вообще не иметь физического офиса и стационарных телефонов. В этом случае компании достаточно приобрести многоканальный телефонный номер, на который будут звонить клиенты, завести его на виртуальную АТС «Телфин.Офис», а сотрудникам иметь мобильные телефоны, на которые с нашей виртуальной АТС будут переадресовываться все звонки клиентов компании. При этом качество коммуникаций внутри такой сети останется на том же уровне и с тем же набором услуг («виртуальный секретарь», перевод вызова на любого сотрудника, постановка в очередь и т. д.), как если бы сотрудники этой компании находились в офисе.
Также в 2011 году нашими специалистами пользователям был предложен «облачный» сервис CallAPI, позволяющий интегрировать виртуальную АТС в различные CRM-системы. Следует отметить, что все эти новшества ставят нашу виртуальную АТС на одну ступень с реальными офисными станциями верхнего ценового уровня, однако с одной лишь разницей – стоимость пользования нашим решением в разы ниже.
Помимо этого в прошедшем году мы запустили новую услугу «Телфин.Стартап» для организации полноценного виртуального офиса небольших компаний в начале их деятельности на базе типового набора телекоммуникационных функций, сервисов и продуктов.
Что касается новых продуктов и сервисов, то в 2011 году мы предоставили нашим абонентам возможность хранить записи своих разговоров без ограничения объемов в нашем «облаке», также компания дополнила свой спектр услуг сервисом «Автоинформатор» (массовый автообзвон неограниченного списка абонентов; более подробно об итогах работы компании в 2011 году в материале рубрики «Телфин VoIP» от 28 декабря 2011 г.).
Сегодня мы успешно обслуживаем как частный, так и корпоративный сектор. Конечно, 3/4 наших абонентов являются физическими лицами и составляют основу нашей абонентской базы. Тем не менее нам более интересен сегмент B2B, так как корпоративные абоненты более стабильны.
Если упомянули корпоративных клиентов, можно ли составить их примерный портрет?
- Как правило, это компания с количеством сотрудников до 15 человек. Из каких отраслей? Да из самых различных. Среднее ARPU таких абонентов составляет около 4 тыс. рублей в месяц, в которые входит оплата исходящей местной, междугородней и международной связи, абонентская плата за виртуальный номер, за пользование виртуальной АТС и некоторыми сервисами (к примеру, дополнительные телефонные линии для «Телфин.Офиса» и хранение записей разговоров). В то же время один из наших клиентов провел собственное исследование и обнаружил, что услуги «Телфин» по сравнению с традиционными поставщиками связи и телекоммуникационных решений обходятся ему на 86 % дешевле. При этом следует отметить, что у нас имеется несколько выгодных в стоимостном выражении предложений, которые пользуются у наших клиентов хорошим спросом. К примеру, у традиционных операторов для пользования услугами многоканального номера абонент должен помимо самого номера приобрести определенное количество телефонных линий и платить за них постоянно (как правило, это 2 тыс. рублей за 5 каналов). У нас же 1 тыс. рублей стоит сам телефонный номер, к примеру, московский, а линии уже входят в его стоимость (по умолчанию – те же самые пять линий).
Значит, ваши абоненты в основном – это компании малого и среднего бизнеса. А есть ли у вас крупные клиенты?
- Вы знаете, фактически в России переход крупного бизнеса на VoIP-телефонию не такой активный, как у представителей сегмента SMB. Здесь встает очень интересный вопрос статуса – такие крупные компании очень консервативны и, можно сказать, тяжелы на подъем по ряду причин. С одной стороны, они считают, что пользоваться услугами традиционных операторов связи надежнее и солиднее, а с другой – ими пока еще не преодолено предубеждение, что все, что связанно с Интернетом, не совсем надежно. Кроме того, бизнес в России пока еще не слишком жалует аутсорсинг и «облака» – а ведь наши услуги по своему характеру и подобию именно такие. Помимо этого, по нашим наблюдениям, российский бизнес просто не любит платить арендную плату, считая, что купленное один раз оборудование становится их собственностью навсегда. И точка. Однако такая политика приводит компании к значительным расходам на телекоммуникации как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективах. Ведь здесь упускается тот момент, что уже через непродолжительное время приобретенное когда-то оборудование устареет и необходимо будет менять его на новое и что существуют расходы на техническое сопровождение и настройку – на того же IT специалиста, например. Вот таков пока менталитет крупного российского бизнеса, и нам кажется, что одна из главных целей всей российской VoIP-индустрии заключается в том, чтобы изменить его.
Это картина в общем. А возвращаясь к вашему вопросу, можно ответить следующим образом: да, у нас уже существует целый ряд крупных бизнес-клиентов, которые успешно интегрировали наши услуги в свою собственную инфраструктуру.
Вы не могли бы рассказать о работе с производителями абонентских устройств поподробнее?
- Этот вопрос уходит корнями в историю, потому что в 2003 году вообще было очень тяжело предлагать какие-то услуги VoIP-телефонии без поддержки производителей. Ведь в то время клиентское «железо» было достаточно «сырым» и мало совместимым друг с другом. Сегодня же наше сотрудничество взаимовыгодно: без SIP-оборудования не будет нашего сервиса, а без нас – некому будет его продавать. Если брать в целом, то мы работаем с Gigaset, Panasonic, Zyxel, компанией «АйПиМатика», проводя совместное тестирование их устройств и организуя различные кросс-маркетинговые мероприятия. С компанией Gigaset мы вообще работаем со времени ее выхода на российский рынок. Сегодня во все IP-телефоны этого производителя уже предустановлены настройки «Телфин», а в комплект телефонов входят наши промо-карты, позволяющие пользователю совершать звонки сразу, после включения аппарата в розетку. Кроме того, Gigaset является и нашим клиентом. В целом же прямое сотрудничество с вендорами дает нам возможность предложить конечному пользователю уже готовое решение в виде той или иной модели IP-телефона с нашими услугами.
Если говорить о планах на 2012 год – планируется ли расширение географии присутствия?
- Фактически у нас достаточно широкая география присутствия, ограниченная местами лишь проникновением Интернета. Однако по некоторым отдельным направлениям, к примеру предоставление прямых телефонных номеров, мы имеем серьезный провал, и это не позволяет нам в полной мере оказывать наши услуги в тех регионах, где у нас нет номерной емкости. Так, сегодня мы предлагаем прямые номера лишь в 16 российских городах (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск, Череповец, Курск, Орел, Магнитогорск, Калуга, Курган, Пермь, Тюмень, Сургут, Архангельск, Липецк). Как показывает практика, появление своей номерной емкости в регионах дает очень сильный прирост абонентской базы, потому что «Телфин» предлагает услуги по более низкой стоимости, что особенно заметно на международных направлениях и дальней связи. Поэтому в течение 2012 года будет добавлена новая номерная емкость по России, в результате чего мы рассчитываем расширить нашу географию, по крайней мере, в два раза за счет Новосибирска, Красноярска, Краснодара, а также городов центральной части России. Что касается планов по расширению наших сервисов, могу сказать, что в ближайшее время мы выведем на рынок новые коммуникационные решения для корпоративных абонентов, которые помогут им продавать еще эффективнее.
Как выглядит подключение бизнес-клиента к вашим услугам в регионах?
- Точно так же как и в Санкт-Петербурге или Москве: сначала он заполняет заявку на сайте, получает номер, оплачивает его и подключает. Далее мы высылаем абоненту логин и пароль, которые вносятся им в IP-оборудование или программный телефон, регистрируемые на наших серверах, после чего он получает возможность пользоваться нашими услугами. Если абоненту необходимо оборудование, то он заказывает его у нас и получает курьером уже настроенным. Все просто, а главное, быстро.
В заключение хотелось бы спросить вас о конкуренции на российском рынке услуг VoIP-телефонии.
- У нас есть внутреннее мнение, что потенциал рынка далеко превышает объемы, которые могут пока предложить ему все участники, поэтому лучше называть их коллегами. Ведь все вместе, сообща, мы объясняем потенциальному потребителю преимущества VoIP-телефонии. И если один участник ведет активную рекламную кампанию, это лишь на руку всем – об IP-сервисах узнает все больше пользователей, которые уже потом сделают свой выбор в пользу той или иной компании. При этом мы вовсе не против прихода к нам абонентов от наших коллег по рынку – к примеру, у нас есть много пользователей «Мультифона», работающих на нашей виртуальной АТС. Они идут к нам, потому что мы предлагаем уникальный для рынка набор сервисов, та же услуга виртуального секретаря, запись разговоров и т. д.
С другой стороны, сегодня у нас множество абонентов на базе платформы Asterisk, также использующих нашу виртуальную АТС. Но с Asterisk существует большая проблема, которая связана с обеспечением безопасности – система стандартной установки легко взламывается, и через нее злоумышленники получают возможность совершать вызовы по различным направлениям, обкрадывая тем самым пользователя. Уже сейчас мы еженедельно наблюдаем до 5 подобных инцидентов, поэтому считаю своим долгом предупредить абонентов о необходимости использования дополнительных мер защиты.