– Олег, периферийные вычисления как тренд в мировой практике – когда стал очевиден, как и в каком направлении развивается?
– На сегодняшний день периферийные вычисления тесно связаны с технологией Интернета вещей в контексте управления данными IoT. Это затрагивает не только большинство отраслей экономики, но и госсектор, например, в части реализации надзорной функции. В реальном секторе экономики речь идет о роботизации производства, мониторинге движения транспорта, а также, например, о дистанционной медицине.
Информация - стратегически важный источник принятия решений, в особенности для предприятий. IoT-устройства передают неструктурированную информацию. Её недостаточно отправить в корпоративный дата-центр и ожидать на выходе качественные данные для дальнейшего анализа топ-менеджментом. Канал передачи может просто не выдержать большой объем IoT данных, которые генерируются 24/7.
Чтобы этого избежать, предприятия смещают концентрацию своих ИТ-ресурсов ближе к месту непрерывной генерации потоков данных. Для этого внедряют средства локальной коммутации, и необходимость отправки всей или части информации в основной дата-центр отпадает. Менеджеры могут в обход ЦОД получить доступ к оперативной аналитике на удаленных объектах, а значит, обеспечивать непрерывность бизнеса и принимать более взвешенные решения.
По прогнозам Gartner, к 2025 году уже 75% данных компаний будут создаваться и храниться на edge.
Первый заместитель управляющего директора компании «ЛАНИТ-Интеграция» (группа ЛАНИТ) Олег Головко
– Где, по вашей оценке, сейчас видны области применения периферийных вычислений в России?
– Технологии периферийных вычислений востребованы в первую очередь в различных отраслях промышленности. Это нефтегазовая, химическая и пищевая промышленность, объекты инфраструктуры, включая водоснабжение и распределение электроэнергии, аэропорты и железнодорожный транспорт. Разумеется, в машиностроении и автомобилестроении: в этих отраслях помимо технически сложных продуктов сами производственные линии генерируют значительный поток данных.
Кроме того, в качестве актуального примера можно привести внедрение решений по видеоаналитике. Система фильтрует весь поток видео и отправляет в дата-центр только выявленные инциденты.
– Почему периферийные вычисления вообще нужны, когда есть явный тренд консолидации ИТ-инфраструктуры в облаке?
– Долгое время облачные вычисления считались стандартной платформой доставки ИТ, однако возникающие требования и рост нагрузки начали проявлять их ограничения и слабые места. Например, задержки в передаче данных между клиентом и дата-центром, а также сложность и высокая стоимость инфраструктуры.
Немногие облачные провайдеры рассматривали требования, необходимые для поддержки узлов с ограниченными ресурсами, доступных только через ненадежные или ограниченные сетевые соединения, или думали о потребностях приложений, которым требуется очень высокая пропускная способность, низкая задержка или широкая вычислительная мощность.
Новые требования стали необходимы для поддержки уже существующих решений (сетевых сервисов, аналитики данных розничной торговли), а также различных инноваций.
– Есть ли проекты, в которых ваша компания уже использует периферийные вычисления?
– Элементы технологий периферийных вычислений мы уже используем в некоторых проектах, в первую очередь – в промышленности и в транспорте. Но говорить о том, что это полноценный edge computing, как его описывают ключевые разработчики, пока рано. Однако с точки зрения архитектуры к внедрению данных решений мы уже готовы.
– Ваши прогнозы по развитию этого направления на отечественном рынке и в практике вашей компании.
– Для полноценного внедрения данной группы технологий бизнес-заказчики должны достигнуть определенного уровня зрелости. Компании должны видеть свои бизнес-стратегии и соответствующие технологические стратегии на длинном горизонте. Во многих отраслях мы до сих пор наблюдаем волатильность технологического курса, и до стабилизации экономической ситуации говорить о высоком спросе на данные решения рано. Эта технология может выйти на заметный объем продаж через 4-5 лет.
– Большое спасибо за беседу!