Председатель Совета директоров Группы Optima Андрей Шандалов: «Мы гордимся своим участием в процессе внедрения новых технологических решений в Московском метрополитене»

Автоматизацией и диспетчеризацией объектов транспортной инфраструктуры компания Optima Transport, входящая в состав Группы Optima, занимается уже более 12 лет. Сегодня стратегически важный заказчик компании в этом направлении - Московский метрополитен, с которым Optima Transport сотрудничает с 2012 года. О наиболее интересных проектах в Московском и других метрополитенах, необходимых для их осуществления компетенциях и последнем проекте - установке системы видеонаблюдения на московской станции «Спартак» - рассказывает председатель Совета директоров Группы Optima Андрей Шандалов.

Андрей Валерьевич, сколько лет Группа Optima работает в сфере автоматизации транспортной отрасли, с чего все начиналось?

 - Мы пришли в транспортную отрасль со своими решениями по автоматизации и диспетчеризации из ТЭКа, обладая немалым опытом на этом рынке, и мне кажется, это не помешало, а помогло нам. Потому что отраслевая специфика, безусловно, важна, но основные принципы в любой отрасли одинаковы: снижение издержек, повышение уровня безопасности, минимизация человеческого фактора.

В 2006 году в нашем холдинге появилась компания Optima Transport, занимающаяся автоматизацией и диспетчеризацией объектов транспортной инфраструктуры. Костяк ее сложился из специалистов Группы Optima, которые еще раньше, в 2005-м, стали работать над проектом по созданию системы передачи данных для Казанского метрополитена. Система должна была объединить 5 станций, инженерный корпус и депо. Это был один из первых подобных проектов в стране: до того времени в постсоветской России вообще не строили метро, ограничиваясь ремонтом уже построенных линий: не было денег.

Приступая к задаче, мы понимали, что принципы автоматизации систем метрополитена надо кардинально переосмыслить: нужна комплексная автоматизация с продуманной структурой комплекса, с оптимальным взаимодействием его компонентов, с новыми подходами к обслуживанию и ремонту. Результатом стал уникальный комплекс систем автоматики, связи, сигнализации и безопасности, реализованный сначала на пяти, а потом, к 2010 году, еще на двух станциях Казанского метрополитена. В состав комплекса вошли принципиально новые для метрополитена решения: магистральная информационная сеть на базе ВОЛС, система гарантированного электропитания, способная обеспечить автономное функционирование автоматики в течение четырех часов, система радиосвязи, обеспечивающая контакт «машинист-диспетчер» и «поезд-поезд» в непрерывном режиме, автоматизированная система контроля оплаты проезда и цифровая система обеспечения безопасности и управления движением поездов. Также стоит упомянуть ситуационный центр, куда стекалась вся оперативная информация. На реализацию этого беспрецедентного проекта у нас были считанные месяцы – надо было успеть к 1000-летию Казани, и мы успели.

Кстати, возвращаясь к автоматизации ТЭКа, отмечу, что мы продолжаем довольно успешно работать и в этой области: в последние годы мы полностью автоматизировали две крупные подстанции – «Московка» в Омске и «Чесноковская» в Алтайском крае. Территория «Московки» после реконструкции уменьшилась более чем в 5 раз, оперативное управление подстанциями почти не требует участия человека.

Как в дальнейшем развивалось направление автоматизации транспортной отрасли, какие наиболее интересные проекты были?

 - После проекта в Казани был схожий проект в метрополитене Алматы, там тоже предстояло охватить 7 станций, электродепо и инженерный корпус. Мы спроектировали и поставили в том числе и уникальный комплекс обнаружения взрывчатых и наркотических веществ.

Автоматизация Волгоградского метротрама, единственного в России трамвая, проходящего не только по земле, но и под землей, над которой мы работали в 2008 году, предполагала одновременный и слаженный контроль над работой насосов, вентиляции, освещения, электроснабжения, отопления и прочих систем. Мы установили и запустили в работу более 200 шкафов автоматики. При этом аппаратура заняла в 4-5 раз меньше площади, чем при стандартных решениях, а метротрам получил 50%-ную экономию на обслуживающем персонале и 60%-ную – на электроэнергии.

Еще один аналогичный проект у нас был реализован в Омском метрополитене, а в Санкт-Петербурге, занимаясь разработкой системы безопасности и управления движением поездов, мы реализовали концепцию поэтапного оснащения линии без остановки движения. Надо отметить, что Казанский и Санкт-Петербургский метрополитены, на мой взгляд, самые безопасные после Московского.

Как давно Группа Optima сотрудничает с Московским метрополитеном? Какое место он занимает среди других клиентов компании по объему работ?

 - С 2012 года. В деятельности Optima Transport проекты для Московского метрополитена занимают центральное место. Мы считаем Московский метрополитен стратегически важным заказчиком, наши проекты здесь – стратегически важным направлением деятельности, а нашу компетенцию в области автоматизации и диспетчеризации объектов транспорта – одним из основных интеллектуальных ресурсов компании, который мы планируем лишь приумножать. План развития московского метро утвержден до 2025 года, и мы намерены принимать в нем посильное и самое активное участие, проектируя и внедряя новые передовые системы. Здесь, на этом рынке, мы всерьез и надолго.

Почему Московский метрополитен выбрал вашу компанию для реализации проектов по безопасности в московской подземке?

 - Наши разработки были признаны подходящими для решения задач по обеспечению безопасности наряду с разработками других компаний. У нас, как и у остальных, есть свои участки работы. А почему нам эти участки доверили – на этот вопрос, наверное, невозможно ответить односложно. Вообще говоря, Группе Optima в этом году исполнилось 24 года, и в принципе она фактически выросла вместе со всеми российскими нововведениями и практиками в области автоматизации и диспетчеризации технологических процессов. Кроме того, у нас более чем 20-летний опыт проектирования и внедрения систем безопасности для различных объектов. Например, для крупных предприятий стратегически-оборонного назначения, для госучреждений, предприятий ТЭК и так далее. Безусловно, наш опыт работы в других крупных метрополитенах страны был также учтен.

А наш главный ресурс, как я уже сказал – интеллектуальный, он дает нам возможность предлагать рынку инновационные решения, которые всегда находят своего заказчика.

 

Председатель Совета директоров Группы Optima Андрей Шандалов

 

Расскажите, пожалуйста, о самых интересных на ваш взгляд проектах для Московского метро.

 - В 2012 году мы спроектировали для станции «Тропарево» досмотровые пункты: станция новая, поэтому их не пришлось вписывать в уже готовый архитектурный облик, а нужно было спроектировать еще до начала строительства.

В 2013 году мы разработали проектную документацию по схеме питания и системам тяги для строящихся участков Сокольнической линии. Это станции «Тропарево», «Румянцево», «Саларьево». При расчетах мы использовали метод имитационного моделирования системы, добиваясь ее бесперебойной работы в различных режимах.

Затем началась работа на строящихся станциях Таганско-Краснопресненской линии – здесь мы занялись автоматикой движения поездов.

И буквально недавно стали осваивать новое интересное направление – видеонаблюдение на станциях. Реализовали проект по оснащению станции метро «Спартак» системой наблюдения из 124 камер, которая не оставляет «мертвых зон», что крайне важно для любой станции метро в крупном мегаполисе, а особенно для станции, рядом с которой находится крупное спортивное сооружение – стадион «Открытие Арена». Легко представить себе пассажиропоток на «Спартаке» в дни матчей и вообразить потенциальные опасности. Мы реализовали этот проект под ключ, от первого до последнего этапа: от разработки архитектуры системы и самого софта до согласования с компетентными органами, отвечающими за безопасность на Московском метрополитене, и завершения пуско-наладочных работ. Весь этот комплекс работ требует специалистов совершенно разного профиля, и все эти специалисты есть в Группе Optima.

Ваша экспертная оценка инфраструктуры Московского метрополитена с точки зрения ИT-оснащенности?

 - Очень высокая: уровень ИТ-оснащенности этой организации растет в последнее время гигантскими темпами. Мы видим, как много делается руководством города и руководством самого метро в этом направлении. И речь не только о внедрении Wi-Fi в метро, о более удобных способах оплаты проезда и прочих нововведениях, которые непосредственно касаются пассажиров, но и о многом, с чем пассажиры непосредственно не сталкиваются, но что так или иначе обеспечивает более надежную работу такой сложной системы, как московское метро – со всеми его службами и подразделениями. В рамках своей компетенции мы вовлечены в  процесс внедрения новых технологических решений в метрополитене и гордимся  участием в этом большом деле. .

Спасибо за беседу!

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: Оптима, видеонаблюдение