– Вадим, насколько интересными кажутся вам решения VR? Когда у вашей компании появился интерес к ним, к каким именно VR, почему потребовалось ввести их в арсенал?
– Мы начали активно использовать VR в 2019 году. К этому времени мы уже несколько лет работали c BIM, однако нередко при реализации сложных комплексных проектов обычная 3D-визуализация в виде рендеров и видео была недостаточна для полного погружения в модель. У нас были примеры софта, которые могли делать простые версии моделей для просмотра в VR-очках. Уже это дало понимание, что эти технологии способны решить целый ряд задач при проектировании и дальнейшем использовании объектов. Начали прорабатывать этот вопрос, делать модели более интерактивными, интересными, насыщенными в плане функционала. В результате пришли к программированию в среде Unreal Engine (Epic Games) и создали собственные решения для VR-моделирования.
Руководитель направления проектирования инженерных систем STEP LOGIC Вадим Каллэ
– Какие VR использует ваша компания сейчас? Что это – партнерские решения, собственные разработки? Если партнерские, то по какому принципу они выбраны, если собственные – то что это за внутренняя команда, занятая в этом направлении?
– Мы используем собственные разработки на базе Autodesk Revit в связке с Unreal Engine, мультиплатформенным решением, которое позволяет создавать модели для разных устройств (ПК, мобильных телефонов, VR-оборудования), а также операционных систем (Microsoft Windows, Linux, Android, Mac OS, iOS и других). Для более высокой детализации применяется дополнительный софт (Autodesk 3Ds Max, Substance Painter).
Для работы с VR в проектном подразделении сформирована отдельная команда, которая работает как с текущими, так и с перспективными (пилотными) проектами и прототипами. В команду включены программисты, 3D-моделлеры и 3D-визуализаторы, а также проектировщики и BIM-менеджеры.
– В какой степени VR/AR – это про игровые и развлекательные моменты, а в какой – про серьезные инструменты для бизнеса? Какой из акцентов делает ваша компания?
– Чаще всего, мы создаем виртуальные модели на этапе проектирования объектов. Они помогают понять, как система будет взаимодействовать с человеком, режимы работы объекта, в том числе, как он будет выглядеть при эксплуатации или авариях, отвечает ли проект всем требованиям заказчика.
В дальнейшем такая модель может стать удобным инструментом при решении задач уровня ТОИР – эксплуатации и ремонта уже построенных объектов, при этом максимально реализуется потенциал технологии BIM, ведь мы продолжаем использовать информационную модель на протяжении всего жизненного цикла объекта, а не только на стадии проектирования.
Еще одна возможность применения разработанных моделей – создание тренажеров, например, по отработке планов эвакуации в аварийных ситуациях или эксплуатации сложных технических средств: турбин, аппаратов нефтедобывающих станций.
Параллельно с этими направлениями мы занимаемся строительством VR-моделей для широкого спектра объектов. Например, недавно мы перенесли в виртуальную реальность Пагоду в исторической части Элисты. Можно пройтись по виртуальному храму и оценить его интерьер. Уверен, что создание таких моделей поможет продвижению новых локаций и привлечению туристов.
Кстати, у нас есть собственный VR-город LOGIC Land, где собраны множество моделей, его площадь занимает более 1 млн кв. м.
– Насколько коммерчески выгодно это направление? Можно ли оценить его долю в общей выручке, в общем числе проектов или по каким-то другим параметрам?
– Направление для нашей компании новое, поэтому рано пока говорить о его доле в общей выручке компании. Но уже сейчас мы понимаем, что VR-моделирование выгодно и исполнителю, и заказчику. Например, на этапе пресейла и подготовки проекта можно более качественно и наглядно показать все решения, исключив до 35 % ошибок и моменты, которые не устроят заказчика при стройке, то есть фактически снизить стоимость проектных работ и реализации проекта. Параллельно мы сокращаем этап проектирования за счет более качественного контроля и ускорения согласования с заказчиком.
Наш опыт свидетельствует, что заказчики готовы платить за VR. Как я говорил выше, при определенной проработке полученную модель можно использовать в дальнейшем: в рекламных целях, для служб эксплуатации, обучения сотрудников.
В настоящий момент у нас также есть ряд самостоятельных проектов по разработке VR-моделей, обладающих определенным функционалом, интерактивностью: модели для служб эксплуатации, тренажеры для персонала или сборщиков оборудования.
– Как вы оцениваете современное развитие рынка VR и его перспективы?
– Согласно аналитическим отчетам, по итогам 2020 года российский рынок виртуальной и дополненной реальности вырос на 16 % и достиг 1,4 млрд рублей, а к 2025-му году его объем увеличится до 7 млрд рублей, в основном за счет промышленного сектора.
Из-за коронавирусных ограничений в прошлом году он получил дополнительный скачок в развитии. К сожалению, фактически схлопнулась большая часть проектов, которые были связаны с развлечениями, с другой стороны - начали набирать обороты решения по промышленному применению виртуальной реальности - такие, как эксплуатационные модели, VR-тренажеры.
– Какие горизонты открываются в направлении VR для отечественных интеграторов в целом и для вашей компании в частности в обозримом будущем?
– Предполагаю, что в ближайшем будущем технология VR будет востребована среди интеграторов, которые работают со сложными комплексными проектами, ведь она позволяет снизить стоимость реализации, уменьшить количество человеческих ошибок и аварий, и, фактически, повысить операционную устойчивость объекта. В перспективе нескольких лет мы, вероятнее всего, придем к тому, что в таких проектах использование виртуальной реальности станет обязательным аналогично 3D-визуализации.
– Большое спасибо за беседу!