Руководитель направления проектирования инженерных систем STEP LOGIC Вадим Каллэ: «VR-моделирование выгодно и исполнителю, и заказчику»

Направление VR для STEP LOGIC новое, но уже сейчас очевидно, что заказчики готовы платить за VR. Для работы с VR в проектном подразделении компании сформирована отдельная команда, которая работает как по текущим, так и с перспективными проектами и прототипами. Об этом рассказывает руководитель направления проектирования инженерных систем STEP LOGIC Вадим Каллэ.

– Вадим, насколько интересными кажутся вам решения VR? Когда у вашей компании появился интерес к ним, к каким именно VR, почему потребовалось ввести их в арсенал?

– Мы начали активно использовать VR в 2019 году. К этому времени мы уже несколько лет работали c BIM, однако нередко при реализации сложных комплексных проектов обычная 3D-визуализация в виде рендеров и видео была недостаточна для полного погружения в модель. У нас были примеры софта, которые могли делать простые версии моделей для просмотра в VR-очках. Уже это дало понимание, что эти технологии способны решить целый ряд задач при проектировании и дальнейшем использовании объектов. Начали прорабатывать этот вопрос, делать модели более интерактивными, интересными, насыщенными в плане функционала. В результате пришли к программированию в среде Unreal Engine (Epic Games) и создали собственные решения для VR-моделирования.

 

Руководитель направления проектирования инженерных систем STEP LOGIC Вадим Каллэ

 

Какие VR использует ваша компания сейчас? Что это – партнерские решения, собственные разработки? Если партнерские, то по какому принципу они выбраны, если собственные – то что это за внутренняя команда, занятая в этом направлении?

STEP LOGIC более 20 лет создаёт технические решения для мониторинга и оказывает сервисные услуги в данной области. За это время компании удалось реализовать ряд крупных проектов, например, таких, как центр мониторинга облачных услуг для оператора связи или SOC в крупном федеральном коммерческом банке, предоставляющий внутренний сервис для дочерних компаний. Сейчас STEP LOGIC активно разрабатывает и внедряет решения на базе платформ анализа машинных данных. Об этом рассказывает руководитель направления систем управления информационной безопасности STEP LOGIC Станислав Прищеп (см. интервью раздела «STEP LOGIC» от 17 июня 2021 г.).

– Мы используем собственные разработки на базе Autodesk Revit в связке с Unreal Engine, мультиплатформенным решением, которое позволяет создавать модели для разных устройств (ПК, мобильных телефонов, VR-оборудования), а также операционных систем (Microsoft Windows, Linux, Android, Mac OS, iOS и других). Для более высокой детализации применяется дополнительный софт (Autodesk 3Ds Max, Substance Painter).

Для работы с VR в проектном подразделении сформирована отдельная команда, которая работает как с текущими, так и с перспективными (пилотными) проектами и прототипами. В команду включены программисты, 3D-моделлеры и 3D-визуализаторы, а также проектировщики и BIM-менеджеры.

В какой степени VR/AR – это про игровые и развлекательные моменты, а в какой – про серьезные инструменты для бизнеса? Какой из акцентов делает ваша компания?

– Чаще всего, мы создаем виртуальные модели на этапе проектирования объектов. Они помогают понять, как система будет взаимодействовать с человеком, режимы работы объекта, в том числе, как он будет выглядеть при эксплуатации или авариях, отвечает ли проект всем требованиям заказчика.

В дальнейшем такая модель может стать удобным инструментом при решении задач уровня ТОИР – эксплуатации и ремонта уже построенных объектов, при этом максимально реализуется потенциал технологии BIM, ведь мы продолжаем использовать информационную модель на протяжении всего жизненного цикла объекта, а не только на стадии проектирования.

Еще одна возможность применения разработанных моделей – создание тренажеров, например, по отработке планов эвакуации в аварийных ситуациях или эксплуатации сложных технических средств: турбин, аппаратов нефтедобывающих станций.

Параллельно с этими направлениями мы занимаемся строительством VR-моделей для широкого спектра объектов. Например, недавно мы перенесли в виртуальную реальность Пагоду в исторической части Элисты. Можно пройтись по виртуальному храму и оценить его интерьер. Уверен, что создание таких моделей поможет продвижению новых локаций и привлечению туристов.

Кстати, у нас есть собственный VR-город LOGIC Land, где собраны множество моделей, его площадь занимает более 1 млн кв. м.

 

 

Насколько коммерчески выгодно это направление? Можно ли оценить его долю в общей выручке, в общем числе проектов или по каким-то другим параметрам?

STEP LOGIC предлагает широкий спектр услуг в части виртуализации, в том числе интеграцию Kubernetes-like контейнеров в существующее частное облако. В проектах компания чаще всего использует виртуализацию серверов, позволяющую нескольким операционным системам работать на одном физическом сервере в качестве виртуальных машин, и виртуализацию сети - технологию, которая подключает приложения к виртуальной сети, как к физической. Об этом рассказывает директор департамента вычислительных систем STEP LOGIC Сергей Каплий (см. интервью раздела «STEP LOGIC» от 28 апреля 2021 г.).

– Направление для нашей компании новое, поэтому рано пока говорить о его доле в общей выручке компании. Но уже сейчас мы понимаем, что VR-моделирование выгодно и исполнителю, и заказчику. Например, на этапе пресейла и подготовки проекта можно более качественно и наглядно показать все решения, исключив до 35 % ошибок и моменты, которые не устроят заказчика при стройке, то есть фактически снизить стоимость проектных работ и реализации проекта. Параллельно мы сокращаем этап проектирования за счет более качественного контроля и ускорения согласования с заказчиком.

Наш опыт свидетельствует, что заказчики готовы платить за VR. Как я говорил выше, при определенной проработке полученную модель можно использовать в дальнейшем: в рекламных целях, для служб эксплуатации, обучения сотрудников.

В настоящий момент у нас также есть ряд самостоятельных проектов по разработке VR-моделей, обладающих определенным функционалом, интерактивностью: модели для служб эксплуатации, тренажеры для персонала или сборщиков оборудования.

Как вы оцениваете современное развитие рынка VR и его перспективы?

В Элисте прошла конференция «Цифровая Калмыкия: как информационные технологии помогают бизнесу и государству», участие в которой приняли представители правительства Республики Калмыкия и местного бизнеса. Основными темами стали повышение комфорта в городах, цифровизация охраны труда на предприятиях, оптимизация процесса образования и обеспечение информационной безопасности бизнеса. Технологические партнеры конференции, компании Huawei и STEP LOGIC, представили решения для цифровизации городских пространств и промышленных предприятий (см. новость раздела " STEP LOGIC" от 7 июля 2021 г.)

– Согласно аналитическим отчетам, по итогам 2020 года российский рынок виртуальной и дополненной реальности вырос на 16 % и достиг 1,4 млрд рублей, а к 2025-му году его объем увеличится до 7 млрд рублей, в основном за счет промышленного сектора.

Из-за коронавирусных ограничений в прошлом году он получил дополнительный скачок в развитии. К сожалению, фактически схлопнулась большая часть проектов, которые были связаны с развлечениями, с другой стороны - начали набирать обороты решения по промышленному применению виртуальной реальности - такие, как эксплуатационные модели, VR-тренажеры.

Какие горизонты открываются в направлении VR для отечественных интеграторов в целом и для вашей компании в частности в обозримом будущем?

– Предполагаю, что в ближайшем будущем технология VR будет востребована среди интеграторов, которые работают со сложными комплексными проектами, ведь она позволяет снизить стоимость реализации, уменьшить количество человеческих ошибок и аварий, и, фактически, повысить операционную устойчивость объекта. В перспективе нескольких лет мы, вероятнее всего, придем к тому, что в таких проектах использование виртуальной реальности станет обязательным аналогично 3D-визуализации.

Большое спасибо за беседу!

Автор: Анна Тумакова.

Тематики: Интеграция, Инновации

Ключевые слова: виртуальная реальность, VR, СТЭП ЛОДЖИК, BIM