– Дмитрий, как вы оцениваете в целом финансовые итоги за 2020 год в том сегменте ИТ-рынка, где работает ваша компания?
– Сфера ИТ-аутсорсинга, представителем которой является компания ICL Services, одна из немногих отраслей, которая не испытала серьезных потрясений от кризиса. Государственная поддержка, направленная на выравнивание экономических условий ведения бизнеса для национальных ИТ-компаний перед зарубежными конкурентами, вкупе с пиковым интересом к сервисам удаленного сопровождения ИТ-процессов дали возможность пережить кризис 2020 года.
Еще Уинстон Черчилль утверждал, что любой кризис – это новые возможности. Главное - их не упустить. Основатель крупнейшей в мире социальной сети Facebook Марк Цукерберг также делился своими принципами успеха: «Самый большой риск – не предпринимать никаких рисков. В мире все меняется очень быстро. Единственная стратегия, которая гарантированно потерпит неудачу, – не рисковать».
Этими принципами мы и старались руководствоваться. В итоге кратковременный спад, случившийся во время общенационального карантина прошлой весной, в конечном счете благополучно перекрылся ростом деловой активности осенне-зимнего периода.
Ведущий финансовый менеджер компании ICL Services Дмитрий Абращенков
– Каковы финансовые итоги 2020 года в вашей компании?
– Итоговое перевыполнение первоначальных планов по выручке в группе компаний ICL по итогам 2020 года превысило 8 %. При этом следует уточнить, что первоначальные планы фиксировались с ростом, без негативных трендов. Одним из флагманов этого успеха стала деятельность компании ICL Services, объемы которой только по экспортному направлению за 2020 год достигли отметки в 40 млн евро.
– Ваша оценка финансовых успехов: по каким параметрам они оказались больше запланированного и почему?
– В числе основных факторов, которые помогли пережить удар вирусной стихии и показать хороший итоговый результат, назову следующие:
- сплоченная командная работа менеджмента. Часть управленческого состава ICL Services направила усилия на оптимизацию негативных факторов от пандемии, вторая же часть с успехом прокладывала альтернативные пути достижения целей;
- диверсификация бизнес-направлений оказания услуг. В сервисном портфолио компании появились новые виды услуг, востребованные на зарубежных рынках и у отечественных заказчиков, массово переводивших свой персонал на удаленку;
- проактивное внедрение внутренней инициативы по удаленной работе. В условиях действия режима самоизоляции по всей стране менее, чем за месяц, компании удалось адаптироваться к изменениям и продолжить предоставление сервиса в необходимом объеме. Уже к концу апреля был завершен возврат всего производственного персонала на сервис из расчета 90 % - удаленка, 10 % - дежурство в офисах.
Этапы второй и третьей волны мирового COVID-19 мы уже проходили по накатанной. К тому же мы определили способы экономии затрат, помогающие и по сей день достигать запланированной прибыли без ущерба для основного бизнеса.
– Назовите наиболее финансово успешные проекты вашей компании и причины их успеха.
– В связи с массовым переходом на удаленный формат работы и потребления товаров и услуг компания активно работала над проектами в сфере логистики. К новым крупным проектам, открывшимся в 2020 году, можно отнести обслуживание инфраструктуры почтоматов/терминалов маркетплейсов, внедрение RPA-решений в различных сферах деятельности.
К числу крупных также можно отнести проект по модерации контента крупной международной социальной видеоплатформы. Режим самоизоляции стимулировал резкий перекос доли общения в сторону социальных сетей, нежели межличностных коммуникаций. При этом важно, чтобы информация, распространяемая в этих каналах, не угрожала ментальному здоровью подрастающего поколения. Осознавая данную социальную ответственность, компания ICL Services приступила к новой для нее задаче и с успехом справляется с ней. На проекте занято свыше 160 человек, каждый из которых дает оценку более 1000 видеосюжетов за 12-часовую смену.
– Какие продукты вашей компании можно назвать наиболее финансово успешными?
– Наиболее успешными традиционно становятся ИТ-продукты, которые закрывают самые актуальные потребности клиентов. В 2020 году их можно было отнести к двум группам:
- продукты, направленные на оптимизацию ресурсов на фоне потерь от кризиса. В данном случае предоставлялись сервисы и решения, позволяющие сократить расходы и повысить уровень автоматизации (RPA-решения, консалтинговые услуги, Сервис Деск и другие);
- продукты, позволяющие обеспечить непрерывность бизнес-процессов и масштабирование: миграция в облака, трансформация бизнес-приложений, модернизация ИТ-инфраструктуры и другие.
- Финансовые планы вашей компании на 2021 год и прогнозы по росту рынка. Какие общерыночные тренды, как предполагается, позволят вашей компании показать рост?
– Аналитики не предсказывают сильных потрясений для ИТ-отрасли в этом году, но, безусловно, многое будет зависеть от того, как скоро пандемия перестанет представлять массовую угрозу для здоровья человечества.
Мы прогнозируем сохранение устойчивого спроса на традиционную техподдержку и сопровождение, а также повышение интереса к услугам, связанным с ИБ и с разработкой отечественного ПО для последующего замещения используемых сейчас зарубежных аналогов в национальном масштабе.
Тем не менее, оставаться на месте нельзя. Чтобы не уступить в конкурентной борьбе, стратегия ГК ICL в 2021 году была скорректирована. Изменения вылились в создание кластерного подхода управления бизнесом, направленного на повышение внутренней эффективности компаний, поиск скрытых резервов увеличения прибыли. ICL Services была включена в сервисно-продуктовый кластер, объединяющий в своем составе ИТ-услуги, разработку ПО и системную интеграцию решений на внутреннем и международном рынке. Мы рассчитываем, что новая форма кооперации компаний позитивно отразится на производственных и финансовых показателях.
– Большое спасибо за беседу!