В 2023 году каждый четвертый россиянин сталкивался со звонком из «службы безопасности банка» или фишингом – вредоносными ссылками в социальных сетях и мессенджерах и поддельными копиями известных сайтов. Все это – примеры социальной инженерии. Это метод психологической манипуляции, используемый злоумышленниками для получения конфиденциальной информации, доступа к системам или выполнения действий, которые могут нанести вред конкретному человеку или организации.
В этих случаях мошенники преследуют главную цель – заработок. Чаще всего они зарабатывают, взламывая аккаунты. Схема проста: злоумышленники используют социальные связи жертвы, просят денег взаймы по срочной причине – проблемы со здоровьем, долги, ДТП и т.д. Они проявляют себя хорошими психологами – просят небольшую сумму, потеряв которую, жертва, скорее всего, не подаст заявление в полицию.
Начальник отдела информационной безопасности «СёрчИнформ» Алексей Дрозд
Фото: «СёрчИнформ»
Типовой пример – взлом Telegram-аккаунта актрисы Валерии Ланской. Хакеры получили доступ к ее контактам и начали рассылать поддельное голосовое сообщение с просьбой перевести деньги. Обман вычислил фигурист Алексей Ягудин – он не поверил, что актриса будет просить 30 тыс. рублей на «Уральский интернет-банк».
Также в сети много слитых баз данных: логины, пароли, почты, ФИО, даты рождения, которые можно купить или получить бесплатно. Имея этот набор информации, работа мошенника – дело техники. Преступники полагаются на то, что большинство людей не используют двухфакторную аутентификацию и имеют одинаковые пароли для многих аккаунтов.
Чтобы противостоять взломам и социальной инженерии, достаточно следовать пяти простым правилам:
Кроме того, перед тем как передавать любую конфиденциальную информацию или выполнять запросы, связанные с безопасностью, всегда проверяйте подлинность запросов через официальные каналы связи. Не переходите по сомнительным ссылкам (даже от знакомых!), не открывайте подозрительные письма и вложения к ним, не отвечайте на спам-звонки.
Если аккаунт уже взломан, первым делом предупредите об этом друзей, знакомых и коллег, чтобы они не стали следующим звеном в схеме кибермошенников и не пострадали от их действий.
Далее попробуйте вернуть контроль над аккаунтом: сбросьте или восстановите пароль, используя привязанный к аккаунту телефон или почту. Если злоумышленники сменили эти данные, свяжитесь со службой поддержки сервиса, чтобы доказать, что вы – владелец аккаунта.
В защите аккаунтов помогут специальные инструменты и сервисы. Антивирус позволит не подцепить «трояна», менеджер паролей – не потерять много сложных паролей, а определитель номеров – выявит мошеннические и спам-звонки. Но нет такой программы, которая «запретит» пользователю передать коды, пароли и иную информацию по телефону или мессенджеру. Защита от мошенников – это в первую очередь личная ответственность и осведомленность пользователей.
Мошенника найти можно, но эта задача не из простых. Успех зависит от нескольких переменных:
Таким образом, растущее использование социальных сетей и онлайн-платформ облегчает киберпреступникам сбор личной информации и проведения целенаправленных атак. А это значит, что социальная инженерия по-прежнему останется серьезной угрозой в ближайшие годы, так как жертвами атак становятся люди.
Однако, следуя рекомендациям и принимая во внимание проактивные меры, можно значительно снизить риск стать жертвой таких атак. Регулярное обучение, внедрение многофакторной аутентификации, проверка информации и защита личных данных помогут вам оставаться в безопасности в условиях растущих угроз.
Автор: начальник отдела информационной безопасности «СёрчИнформ» Алексей Дрозд.