Распоряжением правительства РФ от 23.09.2020 N 2446-р внесены изменения в другое распоряжение (О внесении изменений в распоряжение правительства РФ от 18.07.2018 N 1489-р), в котором изложен в новой редакции перечень товаров, закупки которых не могут быть осуществлены заказчиками, указанными в части 1 статьи 3.1-1 закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Закон № 223-ФЗ), без согласования с координационным органом правительства РФ по согласованию закупок заказчиков эксплуатационных характеристик этих товаров, в том числе использование которых предусмотрено условиями закупок, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, аренда и (или) возможности осуществления таких закупок за пределами территории РФ.
В перечне появился новый код товара: аппаратура коммуникационная передающая с приемными устройствами (начальная (максимальная) цена договора 1,5 млн. руб.). С примечанием: требуется согласование эксплуатационных характеристик телекоммуникационного оборудования (аппаратуры) для сетей связи 5G/IMT-2020.
Координационный орган - это Правительственная комиссия по импортозамещению. Председатель Комиссии - заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов. Член комиссии от Минцифры - заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максим Паршин.
Пресс-служба Минцифры сказала корреспонденту ComNews, что распоряжение правительства РФ N 2446-р разработано в целях закрепления обязательности использования для построения сетей 5G/IМТ-2020 на территории РФ только российского телекоммуникационного оборудования. "Документ распространяется на всех юридических лиц, которые осуществляют закупки в рамках 223-ФЗ", - добавила пресс-служба ведомства.
Пресс-служба Минэкономразвития России (представитель ведомства входит в комиссию по импортозамещению) подтвердила: "В перечень добавили телекоммуникационное оборудование, чтобы синхронизировать работу по созданию сети 5G на российских технологиях".
В части 1 статьи 3.1-1 223-ФЗ сказано: "…осуществляемым заказчиками - государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает пятьдесят процентов, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей принадлежит указанным юридическим лицам".
Генеральный директор компании "ОрдерКом" Дмитрий Галушко считает, что данная поправка в контексте построения сетей 5G в России говорит о продолжении преференций единому поставщику, в данном случае - ПАО "Ростелеком", который единственно подпадает под условия сентябрьского распоряжения Правительства. "С одной стороны, это говорит о монополии пригосударственного оператора, но с другой – о возможности очистки частот под "Ростелеком", что даст возможность хоть как-то развивать 5G в России", - отмечает он.
На недавно прошедшей конференции SatComRus-2020 заместитель директора Департамента государственной политики в сфере связи Минцифры Андрей Жеглов заявил, что частоты в полосе 4,8 ГГц будут выделены единому оператору для создания сети 5G (см. новость ComNews от 9 октября 2020 г).
Пресс-служба Минцифры пояснила корреспонденту ComNews, что на конференции SatComRus-2020 был краткий доклад об использовании радиочастотного спектра перспективными технологиями, а в завершение доклада отмечены планы Минцифры России на ближнюю перспективу. "Это, во-первых, выделение полос радиочастот в диапазоне 4,8-4,99 МГц единому инфраструктурному оператору для строительства сетей 5G. Кроме того, проведение мероприятий по конверсии с целью увеличения количества радиочастотного спектра, пригодного для создания сетей 5G. Планы – это направление деятельности, а не заявление о том, что обязательно будет или что принято однозначное решение", - подчеркнули в Минцифре.
Пресс-служба Минцифры также рассказала, что на очередном заседании ГКРЧ планируется рассмотреть вопрос о внесении изменений в решение ГКРЧ от 17.03.2020 № 20-54-02 ("Об определении диапазонов радиочастот для создания сетей связи стандарта 5G/IMT-2020 на территории РФ), в соответствии с которым использование полос радиочастот для 5G может осуществляться исходя из обязательности использования только российского телекоммуникационного оборудования, включенного в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции, а также обеспечения совместимости с таким оборудованием.
Генеральный директор ООО "Спектрум менеджмент" Игорь Гурьянов считает, что данные меры являются естественным продолжением курса на импортозамещение телекоммуникационного и радиоэлектронного оборудования, который продвигается в рамках различных законодательных инициатив и национальных проектов. "В рамках текущего законодательства напрямую такое обязательство могут вписать только для юридических лиц, подпадающих под действие закона №223-ФЗ. Но, скорее всего, стоит задача установить данное условие на все юридические лица, например, через решения ГКРЧ. В любом случае полноценное техническое решение на основе отечественного оборудования, готовое к массовому внедрению, может появится только через несколько лет. Поэтому сейчас сложно однозначно определить в каком виде будут внедряться сети 5G на основе отечественного оборудования. Вне зависимости от формы совместного предприятия или единого инфраструктурного оператора потребуется решить нетривиальную задачу интеграции существующей инфраструктуры с будущими сетями 5G на основе отечественных решений", - прокомментировал Игорь Гурьянов.
Президент Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) Юрий Домбровский отметил, что, поскольку ФЗ-223 касается главным образом компаний с госучастием, то, государство, конечно, имеет право устанавливать различные требования для таких закупок. "Тем более, что речь идет о согласовании эксплуатационных характеристик - выглядит вполне оправданно и формально никак не связано со страной происхождения. Неясно, почему регулятор трактует как поддержку отечественного производителя. Остается надеяться, что "согласование эксплуатационных характеристик" не будет применяться в целях дискриминации на рынке качественного оборудования по критериям, не относящимся к таким характеристикам", - сказал Юрий Домбровский.
По мнению заместителя генерального директора по науке и развитию группы компаний ИВК Валерия Андреева преждевременно вести речь о процедуре закупок в контексте построения сетей 5G в России. "Этого контекста пока практически не существует, аппаратура для сетей 5G на рынке еще не появилась, как нет и самих сетей, и оператора и т.д. Судя по объему закупок, это пока тестовые образцы, поэтому требования к такой аппаратуре уточняются. Вероятно, рынок представлен единичными заказчиками, которые решили реализовать зону 5G в рамках какого-то своего объекта. Среди них, например, полигон "Патриот" в Алабино, где проходит ежегодный международный форум "Армия", ВДНХ, Центральный парк культуры и отдыха им. Горького. Но это локальные реализации. Станут ли они "пилотами" для масштабных проектов внедрения технологии 5G – покажет время. Основания для сомнений – колоссальные расходы, которые должен понести бюджет страны на развертывание сетей нового поколения. Есть ли сегодня и в ближайшей перспективе на повестке дня задачи, которые невозможно решить без применения технологии 5G? Более актуально, на мой взгляд, дотянуть сети LTE до всех уголков страны, обеспечить качественную устойчивую связь в сетях, построенных на технологии 3G, а не тратить колоссальные средства на форсированную перестройку сетей связи – надо учитывать географический масштаб России. Тем более, что 5G – это уже не технологический пик. Профессиональное сообщество активно занимается развитием технологий поколения 6G, через год начнутся пилотные реализации на их основе. Возможно, нам есть смысл "перепрыгнуть" через поколение технологий, сэкономив ресурсы на решение более насущных задач. Например, на борьбу с COVID19", - высказался Валерий Андреев.
Юлия Мельникова