Банк России ужесточил требования к иностранным цифровым правам

С 26 мая 2025 г. инос­тран­ные циф­ро­вые пра­ва (ИЦП) смо­гут вый­ти на рос­сий­ский ры­нок, ес­ли по со­дер­жа­нию ана­логич­ны рос­сий­ским циф­ро­вым фи­нан­со­вым ак­ти­вам (ЦФА). ИЦП не дол­жны быть свя­заны с цен­ны­ми бу­мага­ми, вы­пущен­ны­ми нед­ру­жес­твен­ны­ми эми­тен­та­ми. По­купать их смо­гут толь­ко юри­дичес­кие ли­ца.

Банк России расширил требования к иностранным цифровым правам (ИЦП), которые заходят на российский рынок. Указание регулятора направлено на защиту инвесторов от повышенных рисков, связанных с приобретением таких инструментов.

С августа 2024 г. зарубежные ИЦП могут обращаться в России, если по содержанию они аналогичны российским цифровым финансовым активам (ЦФА). Для этого оператор информационной системы, где выпускаются ЦФА, должен оценить ключевые документы, которые описывают иностранный актив и права его владельцев, на соответствие требованиям российского законодательства.

Указание Банка России устанавливает дополнительные критерии к ИЦП. Они не должны быть связаны с ценными бумагами, выпущенными недружественными эмитентами. Кроме того, такие инструменты не должны удостоверять права на получение криптовалюты или ИЦП, которые не допущены к обращению на территории России. В условиях выпуска ИЦП должны отсутствовать любые указания на возможную блокировку со стороны как самих эмитентов, так и платежных агентов или контролирующих их лиц.

"Новые требования Банка России к иностранным цифровым правам создают как плюсы, так минусы. Среди плюсов можно выделить защиту инвесторов, унификацию с ЦФА. Проверка иностранных ИЦП на соответствие стандартам российских ЦФА создает единое регулируемое пространство, что упрощает контроль и интеграцию. Среди минусов - ограничение притока активов, операторам информационных систем придется тратить ресурсы на анализ иностранных активов, что может замедлить процесс их допуска, ограничивая ликвидность", - отметила основатель Telegram-канала "Все о блокчейн, мозге и Web 3.0" Ани Асланян.

"В краткосрочной перспективе новые требования замедлят приток иностранных ИЦП на российский рынок. Эмитенты из недружественных стран (например, США, ЕС) будут практически исключены, а активы из дружественных стран (Китай, Индия, ОАЭ) должны будут пройти сложную проверку на соответствие. Это может ограничить разнообразие активов, особенно на ранних этапах. В долгосрочной перспективе, если рынок ЦФА продолжит расти (как прогнозируется, до 600–700 млрд руб. в 2025 г.), а инфраструктура для проверки ИЦП станет более эффективной, то требования могут стимулировать приток качественных активов из дружественных стран. Например, токены, связанные с международной торговлей (BRICS PAY) или обеспеченные реальными активами (золото, нефть), могут найти свою нишу. Но это будет зависеть от упрощения процедур для операторов и повышения интереса со стороны инвесторов", - добавила Ани Асланян.

Для реализации меры необходимо, чтобы в списке государств, где возможно исполнение требований по ИЦП, была хотя бы одна дружественная страна. Кроме того, в случае возникновения споров в отношении цифровых инструментов они не должны рассматриваться в недружественных юрисдикциях.

В России такие ИЦП смогут покупать только юридические лица, являющиеся квалифицированными инвесторами. "Это ограничение обусловлено желанием регулятора минимизировать риски для неквалифицированных инвесторов, учитывая сложность и новизну инструментов. В будущем возможно расширение круга лиц, которым будет разрешено покупать ИЦП, при условии развития инфраструктуры, повышения финансовой грамотности населения и появления надежных механизмов защиты прав инвесторов. Однако на текущем этапе приоритет отдается защите интересов юридических лиц с соответствующим уровнем подготовки и понимания рисков, связанных с инвестициями в цифровые активы", - пояснил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.

Указание Банка России вступает в силу 26 мая 2025 г.

Па­вел Ко­ролев

Тематики: Регулирование, Финансы

Ключевые слова: финансы, регулирование, ЦФА