Во время дискуссии участники обсудили значение сквозного управления для горнодобывающей промышленности, а также предпосылки, которые определяют возможность его внедрения на предприятиях. Кроме того, ведущие эксперты отрасли рассказали об актуальных решениях российского рынка программно-аппаратных комплексов и обсудили ситуацию в сфере автоматизации индустрии.
Открывая дискуссию, модератор сессии Дмитрий Карамышев, директор департамента горнодобывающих решений группы «Рексофт», отметил, что в последние несколько лет вопрос сквозной автоматизации ушел в тень, уступив место локальным решениям, рассчитанным на быстрые эффекты. В результате появилась масса отдельных продуктов, которые закрывают ту или иную проблему конкретного передела, но они не приближают предприятие к комплексному пониманию всей картины бизнеса. Дмитрий выразил уверенность в том, что только совместное партнерство индустриальных заказчиков и разработчиков сможет создать набор продуктов со сквозной архитектурой, которые бы смогли закрыть потребность рынка в сквозной автоматизации в рамках концепции «От блочной модели до трейдинга».
Михаил Столяров, руководитель комплексных и специализированных проектов «Норсофт», посвятил свое выступление рассказу о такой кооперации: «В 2022 году ГМК «Норильский никель» вступила в программу индустриальных центров компетенций (ИЦК), созданных под эгидой Правительства РФ и Минцифры, с целью объединить ведущих отраслевых игроков и ИТ-компании для создания новых ИТ-продуктов, которые помогли бы индустрии поддерживать необходимый уровень автоматизации. ИЦК «Металлургия» объединяет такие предприятия как «Алроса», «Полюс Золото», «Мечел», «ФосАгро», УГМК и др. «Норсофт» от лица «Норникеля» в ИЦК выполняет роль ключевого заказчика по разработке трех таких систем: ГГИС (Горно-геологическая информационная система) – MAGMA Geo, ГП (Горное планирование) – MAGMA Plan и ДПГР (Диспетчеризация подземных горных работ) MAGMA Control – объединенных сквозной архитектурой в платформу MAGMA. Одна из задач «Норсофт» – собрать требования к системам от всех индустриальных участников ИЦК, чтобы продукты своим функционалом широко закрывали отраслевую потребность рынка. Уже сейчас мы думаем над моделью дальнейшего развития систем и их жизненного цикла, поэтому планируем передачу софтов ИТ-разработчикам. После разработки базового функционала продуктов мы планируем в конце 2024 года запустить пилотные внедрения всей линейки MAGMA на предприятиях».
Г-н Карамышев, дополняя рассказ Михаила Столярова, рассказал об автоматизированной системе управления открытых горных работ, которую в рамках единой архитектуры MAGMA, разрабатывает команда «Рексофт». Сейчас продукт реализован на 62%.
Олег Жаворонкин, заместитель генерального директора, АТОЛЛис, рассказал о платформе управления горно-геологическими данными, которая также поддерживает архитектуру MAGMA. Решение позволяет поддерживать единую цифровую ресурсную модель рудника, проводить геолого-маркшейдерский подсчет и вести электронный архив горно-геологической документации. Кроме того, с помощью платформы также можно прогнозировать размещение ТПИ, управлять геологоразведочными работами и формировать геологическую базу данных. Решение обеспечивает комплексную отработку задач в горнодобывающей отрасли, позволяя эффективно управлять горно-геологической информацией.
Затем участники дискуссии перешли к обсуждению проблемы автоматизации в парадигме сквозного управления предприятием. Своим опытом в этом вопросе поделился Максим Соловцов, руководитель отдела производственных систем Дирекции по ИТ, Новая Горная УК, который более 10 лет развивает автоматизированные системы диспетчеризации на производстве. «Новая Горная» с конца 2021 года успешно реализует проект по сквозному управлению производством на угледобывающих и обогатительных предприятиях.
Игорь Осипов, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами отдела продаж для горнорудной и угольной промышленности компании «ЦИФРА», осветил вопрос предпосылок, которые определяют возможность организации сквозного управления на предприятиях. С одной стороны, это наличие возможностей в виде высокого уровня технологического развития вычислительных мощностей, позволяющих оперативно обрабатывать большие объемы информации, высокий уровень цифровизации передовых предприятий в виде эффективных локальных систем управления для отдельных переделов, но информационно несвязанных между собой. С другой стороны – информационная несвязанность и исчерпание потенциала развития подобных локальных систем. И наконец, реалии сегодняшнего дня, ставящие задачу реновации программных решений.
Отвечая на вопрос о метриках оценки эффективности сквозного процесса, Владимир Воркачев, директор по цифровой трансформации и информационным технологиям, Распадская угольная компания, отметил что, находясь в начале процесса по созданию интегрированного планирования, его предприятие планирует привлекать внешний консалтинг, результатом работы с которым станет в том числе набор цифровых показателей, который будет определять эффективность процесса планирования и исполнения плана. Разработка универсальных показателей, которые были бы применимы для всей производственно-сбытовой цепочки компании, – достаточно трудоемкий процесс, однако уже сегодня можно предположить, что ключевыми контрольными параметрами станут: точность исполнения плана, число отклонений от плана и скорость пересчета плана. Эти несколько ключевых показателей сводят воедино основные экономические и производственные метрики, а также определяют способность организации оставаться эффективной в условиях неопределенности.
Константин Белых, технический директор департамента горнодобывающих решений, группа «Рексофт», поднял тему важности получения экономических эффектов от сквозной интеграции софтов от разных производителей. Проблема лежит не только в технической возможности интеграции, например, систем диспетчеризации и оперативного планирования, а в корректировке бизнес-процессов. Для оптимального эффекта важно наладить взаимодействие подразделений по планированию и производству (диспетчеризации). Нужна единая платформа, позволяющая проводить совместное планирование и его корректировку по текущей ситуации, а для этого оба подразделения должны находиться в едином контексте ситуации. При этом движки систем по планированию и оптимизации достаточно схожи и позволяют получить эту единую среду при правильно разработанных зависимостях и аналитике.
Участники дискуссии отметили, что сейчас, несмотря на высокий уровень автоматизации конкретных переделов, есть разрыв между консолидацией и обменном данных между системами. Также есть необходимость в организационных изменениях, позволяющих добывающим подразделениям получать оперативную обратную связь с фабрик. Обсуждение затронуло проблему агрегации и сбора единых требований для сквозного производства по всем участкам бизнеса. Участники согласились, что в текущих условиях предприятия все равно приходят к методологии и проектированию на первый этапах и правила PDCA (принцип Деминга-Шухарта) актуальны как никогда. Острую дискуссию вызвали вопросы создания отраслевых стандартов в области автоматизации добывающего производства, перспективы роботизации и кадровый вопрос.