О рассмотрении Госдумой в приоритетном порядке законопроекта о запрете треш-стримов сообщил председатель Государственной Думы Вячеслав Володин вчера, 11 января.
"Эти меры отобьют желание у всех, кто хочет заработать и прославиться в интернете за счет издевательств над другими", - пообещал в Telegram-канале спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин.
Однако на пути законодательной инициативы есть несколько юридических неопределенностей: понятия "треш-стрим" в законодательных актах РФ нет; действующие лица треш-трансляций обычно участвуют в них добровольно. Кроме того, неясно, кто выступает в роли пострадавшей стороны.
Об этом и других подводных камнях рассказали ComNews юристы, эксперты в области информации и представители власти.
Председатель Комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн сообщил, что проблема обсуждается не первый год, но в последнее время появляется все больше деструктивного контента, чьи создатели ничем не гнушаются, чтобы набрать аудиторию и заработать.
"Нередко в съемках подобного контента участвуют дети. Недавний случай с горе-отцом, бросившим двухмесячного сына в сугроб, - тому подтверждение. Треш-стримы также пользуются популярностью у подростков, и задача государства - защитить подрастающее поколение от демонстрации девиантного поведения", - подчеркнул депутат.
Источник из онлайн-отрасли сообщил, что треш в стримах уже ограничивается площадками в рамках действующего законодательства и существующих правил самих площадок.
Однако ведущий аналитик Mobile research group Эльдар Муртазин возражает. Он считает, что социальные сети не в состоянии полностью фильтровать контент, потому что находятся в позиции догоняющего.
"На треш-контент работает "теория разбитых окон" - когда человек сталкивается с подобным явлением, он часто думает, что это норма, и появляется еще одно "разбитое окно". Поэтому такая информация должна блокироваться. Но соцсетям не хватает модераторов из-за кризиса. Кроме того, они вынуждены реагировать на уже состоявшееся событие - по обращению заинтересованных лиц или зрителей. Блокировать такой контент проактивно они не могут - слишком большая нагрузка", - говорит эксперт.
В российском законодательстве нет отдельного понятия "стрим" или "треш-стрим", а значит нет основания для их запрета. Деятельность производителей такого контента регулируется общими нормами законодательства. Если имеются признаки правонарушения - следует привлекать к ответственности. Но для этого не нужны какие-то особенные изменения в законодательстве. Проблема в том, что эти нормы могут применяться только по факту уже совершенного правонарушения и не позволяют превентивно заблокировать треш-стрим, - разъясняет юрист, преподаватель образовательной платформы Moscow Digital School Ефим Казанцев.
"Добавление в законодательство определение "треш-стрима" и возможности превентивной блокировки трансляции поможет избежать треш-стримеру административно или уголовно наказуемого деяния", - уверен юрист.
Партнер Юридической компании "Центральный округ" Николай Андреев соглашается, что без четкой фиксации понятия "треш-стрим" говорить об ответственности и пострадавших рано. Например, по закону об информации один контент должен маркироваться 18+, а другой (например, пропагандирующий однополые отношения) вообще не может размещаться в свободном доступе. По мнению юриста строгое соблюдение буквы закона поможет отличить более-менее нормальный контент от запрещенного с точки зрения законодательства об информации. Осталось этот закон принять.
Пресс-служба VK не стала комментировать ComNews инициативу Госдумы.
На фоне властных заявлений не совсем ясно, чем треш-стрим отличается от "шутки", "розыгрыша" или "прикола". И кто выступает пострадавшей стороной, ведь нередко все действующие лица представления участвуют в нем добровольно.
Генеральный директор консалтингового агентства "ТМТ Консалтинг" Константин Анкилов считает, что контент пересекает границу между шуткой и злонамеренным, и даже преступным действием, когда демонтирует жестокость, садизм, издевательство над людьми и животными.
"Страдающей стороной могут являться объекты такого действия, а также зрители, в первую очередь дети, чья система моральных ориентиров еще формируется. Отдельная тема - видеоролики, где люди выполняют действия, несущие угрозу их жизни и здоровью. Это опасно и для гонящихся за славой, и для тех зрителей, которые могут такое попытаться повторить", - считает Константин Анкилов.
Руководитель практики юридической фирмы Orlova\Ermolenko Ангелина Балакина рассказала, что ответственности за организацию или проведение треш-стрима по действующему законодательству не существует, а "треш-контент" не подлежит обязательному удалению с интернет-ресурсов (как, например, в случае с информацией о способах совершения суицида или о изготовлении наркотиков).
"Вводя ответственность за треш-стримы, законодатель преследует две цели: обезопасить участников, в отношении которых совершаются жестокости; защитить общественную нравственность, не дав подобному контенту перейти в разряд привычного. Если участие является добровольным, это не дает права на совершение в отношении участника противоправных действий, даже с его "согласия", - уверена юрист.
Зампреда Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Бориса Едидина беспокоит не столько признаки правонарушений в треш-стримах, сколько их вирусный характер.
"В ряде стран уже приняты специальные запреты на участие популярных блогеров в треш-стримах, а также нормы, по которым распространение треш-контента в соцсетях считаются отягчающим обстоятельством. Ведь такие стримы популяризируют общественно-опасное поведение, или поступки, создающие угрозу гражданам", - беспокоится Борис Едидин.
Федеральный закон от 29.12.2010 №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" включает в себя запрет на распространение многих видов информации, под критерии которой подходят треш-стримы. К ней, в частности, относится информация:
Формально этого достаточно, чтобы ограничивать треш-стримы, - разъясняет юрист, экономист, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков.
"Тем не менее, - говорит юрист, - законодатель часто старается создать специальную норму, чтобы акцентировать внимание правоприменителей. Этому есть две причины: сфокусировать внимание на конкретной проблеме; установить специальную, более жесткую ответственность за данный вид деятельности. Пресловутая "добровольность" участия в треш-стримах не может быть оправданием насилия и жестокости".
"До конца не ясно, на добровольной ли основе они участвуют в этом, отдают ли отчет действиям, не находятся ли под воздействием наркотических средств, не находятся ли в финансовой, эмоциональной или иной зависимости от лица, получающего выгоду от создания и распространения треш-стрима. Кроме того, если участником треш-стрима был грудной ребенок, согласным и довольным он быть никак не мог ввиду ограниченной в силу возраста дееспособности и беспомощности, зависимости от взрослого", - поясняет Павел Катков.