О принятии поправок сообщил председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин. Он отметил, что все дополнительные доходы в федеральный бюджет пойдут на поддержку пенсионеров, семей с детьми и ветеранов.
Новая процентная ставка не удивила управляющего партнера системного интегратора для промышленности ООО "Райтек ДТГ" Евгения Вергазова. По его словам, все понимали, что комфортная ставка в 0% была временной и ее повышение потребует анализа и оптимизации состава затрат.
"На ИТ-рынок сильнее влияет рост конкуренции, зарплат и продолжающийся дефицит персонала", - отметил Евгений Вергазов.
С ним согласен операционный директор ООО "Девелоника продакт разработка" (ГК Softline) Руслан Аксяитов. По его мнению, "вернувшаяся" после отмены в 2022 г. налоговая ставка не сильно повлияет ни на рынок, ни на инвестиции в развитие.
Партнер и директор по развитию ООО "Инновации в управлении кадрами" (HRlink) Дмитрий Махлин заметил, что средняя прибыль в сегменте малого и среднего предпринимательства не превышает 100 млн руб. в год, а значит, налог составит не более 5 млн руб.
"Гораздо больше на бизнес будет влиять введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ). В ИТ-компаниях изменения коснутся многих, и, с высокой вероятностью, повышение налога на доход сотрудников возьмем на себя мы - работодатели. С учетом повсеместного роста цен ИТ-компаниям придется еще больше оптимизировать расходы и бизнес-процессы, чтобы поддерживать рентабельность бизнеса", - рассказал Дмитрий Махлин.
Директор по стратегическому развитию Axiom JDK Роман Карпов отметил, что основные затраты развивающихся ИТ-компаний - это сфера разработки и развития (R&D) и фонд заработной платы. По его словам, 80% выручки Axiom JDK инвестируются в эти направления.
"Налоговая ставка изменилась с нуля до 5%, но в других отраслях она 20%. С налоговыми льготами легче мотивировать разработчиков - а настоящие профессионалы стоят недешево - браться за более сложные задачи, которые при меньших бюджетах они бы не потянули. Можно не зависеть от грантов и иметь больше свободы в выборе инструментов, чтобы давать быстрые и прогрессивные результаты. Налоговые льготы - это положительный сигнал от государства, что работа ИТ-компаний и конкретных разработчиков востребована и стимулируется", - рассказал Роман Карпов.
С Романом Карповым согласен генеральный директор ООО "Мой офис" Павел Калякин. Он рассказал, что за 2023 г. штат сотрудников компании увеличился вдвое, в основном за счет команды разработки, и повышение ставки - не повод менять инвестиционную стратегию.
Директор по развитию бизнеса "СКБ Контур" Илья Бублик видит в новых поправках положительный тренд. Он отметил, что первоначально при обсуждении налога на прибыль в ИТ-отрасли обсуждался не 2030 г., а 2027 г. Увеличение временной границы дает возможность для долгосрочного планирования инвестиций прибыли в развитие ИТ-компаний, а регионы имеют возможность снижать ставку налога, зачисляемого в их бюджет для малых технологических компаний.
"Я полагаю, что государство делает все возможное для развития индустрии, и хотелось бы, пожалуй, лишь сохранения текущего состояния и текущих мер поддержки хотя бы на среднесрочный период", - сказал Илья Бублик.
С Ильей Бубликом согласна финансовый директор ООО "Связь ВСД" (Linx) Виктория Гальдина. Она назвала 5%-ную ставку для ИТ-сектора существенным преимуществом в сравнении с 20% в других индустриях и отметила, что ее изменение никак не повлияет ни на развитие отечественных ИТ-продуктов, ни на принятие решений о реинвестировании или направлении бизнеса.
"Не думаю, что данное изменение станет причиной повышения итоговой стоимость продуктов и услуг. Даже если ряд компаний решат частично переложить эти расходы на клиентов, то изменение стоимости будет несущественным. При этом льготная ставка по страховым взносам установлена на бессрочной основе, и она является намного более значимой поддержкой для ИТ-компаний, так как оплата труда сотрудников - одна из основных статей расходов компаний-разработчиков", - рассказала Виктория Гальдина.
Исполнительный директор производителя общесистемного и прикладного программного обеспечения ООО "Алми партнер" (ALMI Partner) Дмитрий Паршин заметил, что за два года существования нулевой ставки ИТ-компании не снижали стоимость продуктов и смогли накопить достаточный финансовый запас, чтобы не повышать цены на программное обеспечение (ПО) и ИТ-услуги на российском сверхконкурентном рынке. Однако, по его мнению, некоторые вендоры могут использовать повышение ставки в качестве оправдания новых цен на продукцию и услуги.
"ИТ-компании в РФ замкнуты в контуре внутреннего ИТ-рынка, что делает массовое повышение цен на ПО и ИТ-услуги маловероятным. Это не исключает возможного повышения цен отдельными ИТ-компаниями, которые оказывают эксклюзивные услуги или продают уникальное ПО. Но в этих отдельных случаях рост цен, скорее всего, никак не связан с увеличением налога на прибыль на 5%, а с особым положением на рынке отдельных вендоров", - заметил Дмитрий Паршин.
Генеральный директор цифровой платформы для организации командировок и управления расходами "Ракета" Дмитрий Кривошеев обратил внимание, что к компаниям, работающим по упрощенной системе налогообложения (УСН), включая "Ракету", повышение налоговой ставки неприменимо, так как они не пользовались льготой нулевой ставкой. Куда больше его беспокоит возможное введение налога на добавленную стоимость (НДС) для компаний, работающих по УСН.
"С 2025 г., вероятно, введут НДС для компаний, работающих по УСН. Эти поправки коснутся многих организаций и большинства ИТ-предприятий и, безусловно, увеличат налоговую нагрузку на них. Вероятно, некоторым организациям придется поднимать цены на ИТ-продукты и сервисы, чтобы покрыть налоговые расходы", - заключил Дмитрий Кривошеев.
Иван Иванов