"Доля отказов в перенесении абонентских номеров со стороны операторов связи, выступающих в роли операторов-доноров (от кого планирует уходить абонент), крайне высока. Анализ кодов ошибок, сопровождающих отказы, показал, что одной из основных причин отказов является несоответствие данных об абонентах, содержащихся в базах данных операторов-доноров, актуальным сведениям", - сказано в cводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативного правового акта к проекту постановления.
В этом же отчете указано, что затраты субъектов регулирования на соблюдение содержащихся в проекте акта обязательных требований или других положений, не относящихся к обязательным требованиям за шесть лет с предполагаемой даты вступления в силу проекта акта, составят от 300 млн руб. до 3 млрд руб.
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры) предлагает запрашивать данные об абоненте у оператора-донора и проверять их с помощью процедуры верификации данных абонента через механизм независимого арбитража, реализованного на ресурсах оператора базы данных перенесенных абонентских номеров (БДПН; оператор – подведомственный Минцифры ФБГУ НИИ Радио (НИИР).
На текущий момент к БДПН подключены: операторы сотовой связи, федеральные органы власти в области связи, а также органы оперативно-розыскной деятельности.
Замгендиректора НИИР Владимир Рисман сообщил корреспонденту ComNews, что по действующему законодательству корректность сведений об абоненте в заявлении о переносе номера проверяет оператор-донор (оператор, от которого абонент планирует уйти). "Доля отказов в переносе достигает 70-85% от общего количества заявок на перенос, а действенного прозрачного механизма, который позволил бы проверить правомочность таких решений, фактически нет", - уточнил он.
По данным Роскомнадзора, в 2023 г. от граждан поступило более 6,5 тыс. обращений по вопросам перенесения абонентских номеров. "Среди жалоб на неоказание услуг мобильной связи после переноса, на нарушение сроков переноса и так далее, значительную долю составляют и жалобы на отказы в переносе со стороны оператора-донора. Вкупе они составляют 13,4% от числа обращений в сфере связи. На наш взгляд, такая статистика говорит об общем ущемлении интересов абонентов и требует мер по защите их интересов. Внедрение арбитража будет одной из таких мер", - сказал Владимир Рисман.
Он считает, что, если предлагаемое постановление вступит в силу на площадке НИИР как оператора БДПН появится функционал верификатора – независимого арбитража MNP (перенос телефонных номеров - прим. ComNews), то это позволит повысить прозрачность процессов MNP. "В долгосрочной перспективе это должно свести к минимуму возможные сценарии злоупотреблений и неправомерных отказов со стороны операторов-доноров, заинтересованных в том, чтобы удержать у себя абонентов", - считает Владимир Рисман.
Представитель пресс-службы OOO "Т2 Мобайл" (Tele2) сообщил, что основанием для отклонения заявки на переход абонента к другому оператору может быть необходимость уточнить сведения в регистрационных формах, имеющаяся задолженность клиента у текущего оператора или блокировка номера. "В 2024 г. Tele2 обновила процесс уточнения сведений по абонентам, и это сократило количество отклоненных заявок на перенос номеров из сети. Мы выступаем за то, чтобы процедура переноса была максимально удобной для клиента, и дистанционный формат в том числе несет очевидные преимущества с точки зрения комфорта для абонента. Что касается внедрения механизма так называемого арбитраж-верификатора, мы выступаем за то, чтобы полномочия по верификации заявления на перенос полностью лежали на стороне НИИР или другого ведомства. На текущий момент процедура сверки лежит на операторе-доноре", - пояснил представитель пресс-службы Tele2.
"Мы считаем, что инициатива упростит процедуру и повысит процент успешных переходов. Принципиально количество желающих поменять номер не меняется и остается стабильным уже несколько лет. Основными факторами, влияющими на переходы, являются цена и качество сети. Многие абоненты переходят с традиционных тарифов на конвергентные. Определенные затраты на доработку систем неизбежны, плюс понадобится время для внесения изменений в процессы", - рассказал представитель пресс-службы Tele2.
Владимир Рисман поведал, что БДПН функционирует на базе отечественного программного обеспечения "МеТраНом", разработанного силами специалистов НИИР: "И поскольку новый функционал не приведет к необходимости значительного расширения серверных мощностей и закупке дополнительного серверного оборудования для оператора БДПН, то каких-либо существенных капитальных затрат НИИР вероятно, удастся избежать".
Владимир Рисман отметил, что актуальным остается вопрос обеспечения информационной безопасности в рамках нового процесса, в том числе при работе с персональными данными абонентов: "На дополнительные средства защиты могут понадобиться финансы. Затраты при этом не представляются значительными и будут покрываться в рамках текущей деятельности БДПН в соответствии с законодательством".
Услуга переноса мобильного номера (MNP) действует в России с 1 декабря 2013 г. "Общее количество перенесенных абонентских номеров составляет более 28 млн с ноября 2013 г. по настоящее время. В среднем, в год происходит порядка два-три млн переносов", - сообщил представитель НИИР.
Владимир Рисман рассказал корреспонденту ComNews, что процедура арбитража будет включать в себя проведение сверки данных об абоненте*, полученных в заявлении от оператора-реципиента и отдельно от оператора-донора: "Если данные не совпадут, то они будут дополнительно проверены на актуальность с использованием государственных информационных систем. По нашим оценкам, время обработки одной заявки в данном случае не должно превышать нескольких минут. Многое будет зависеть также от операторов связи и от скорости работы государственных информационных систем. Но с технической точки зрения внедрение независимого арбитража MNP на времени прохождения процедуры MNP сильно не скажется".
* Процедура верификации аналогична описанной в приказе Минкомсвязи России от 19.01.2016 № 3 - уточнение Владимира Рисмана.
Алексей Миколенко
Представитель пресс-службы Минцифры сообщил, что новый порядок может вступить в силу с 1 марта 2025 г. и при несовпадении сведений возможны следующие варианты: