Российские чиновники и сотовые операторы обсуждают возможность использования мобильной связи для управления беспилотными воздушными судами (БВС). Это следует из протокола заседания рабочей группы Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ), рассматривающей вопросы обеспечения беспилотников связью.
Операторы не возражают против использования выделенных им частот при условии, что размещаемое на борту БВС оборудование «будет представлять абонентское устройство, работающее в соответствии со стандартом сети», говорится в документе. Это означает, что сотовые компании готовы обеспечивать связью системы управления полетами дронов в том случае, если такие девайсы будут оснащены их SIM-картами или eSIM, пояснил менеджер компании — партнера нескольких операторов.
Такие планы действительно обсуждаются, подтвердил источник, близкий к одному из операторов.
Если какое-то абонентское устройство, поддерживающее 2G, 3G или 4G, установят на беспилотный летательный аппарат (БПЛА) и оно будет им управлять, специально выделять полосы частот не нужно, объясняет смысл инициативы источник на рынке сотовой связи.
— Для мобильных операторов это будет еще один абонент, использующий SIM-карту. Можно провести аналогию с банками: любой банк может купить SIM-карту и поставить ее в банкомат, — объясняет собеседник «Известий».
«Известия» направили запрос в Минцифры, Минтранс и Росавиацию.
Сотовые сети можно превратить в полноценные системы управления дронами, охватывающие практически всю страну. Беспилотники будут использоваться для доставки почты, посылок, продуктов, готовой еды и прочего, уточнил источник. По его словам, без таких систем эти и многие другие сервисы для бизнеса и государства (такие, например, как мониторинг незаконных мусорных свалок, самостроя и проч.) будут невозможны — без них дроны не смогут улетать далеко от оператора и обеспечивать безопасное использование воздушного пространства.
Об экспериментах с подобной системой управления беспилотниками ранее сообщали крупнейшие мировые операторы, в том числе AT&T, Telefonica, Vodafone. Помимо этого, появляются стартапы по доработке уже существующих дронов, таких как широко применяемые летательные аппараты китайской DJI. Для управления ими через сети LTE и 5G такие компании предлагают дооборудование устройств специальными сотовыми модемами.
Использование сотовых сетей для навигации беспилотников в целом перспективно, так как это позволит обеспечить связь с бортом в полете там, где есть покрытие сети, отметил источник на этом рынке.
Большая часть дронов в РФ до сих пор может летать только в зоне прямой видимости оператора, используя для связи частоты в диапазоне 2,4 ГГц, рассказывали ранее «Известиям» специалисты. Это ограничивает радиус их действия несколькими сотнями метров и при этом повышает риск авиапроисшествий.
Диапазон 2,4 ГГц зашумлен, в нем работают Wi-Fi-роутеры, радионаушники, смарт-часы и другие устройства, создающие помехи: в местах их большого скопления дроны могут терять управление, предупредили эксперты «Известий». Пока что для них в РФ выделен только один специальный диапазон — 5,85–6,43 ГГц. Но эта полоса используется только для проведения воздушного наблюдения и патрулирования удаленных промышленных объектов. При этом, как говорит источник, знакомый с менеджерами нескольких компаний связи, сейчас обсуждается выделение БВС дополнительных диапазонов — вопрос об этом ГКРЧ может рассмотреть на своем ближайшем заседании, намеченном на конец апреля.
Правда, схема управления дронами через сотовые сети имеет свои уязвимости, признали участники совещания рабочей группы ГКРЧ. «В условиях санкционных ограничений проблематично модернизировать софт, если это потребуется для обеспечения передачи информации для оборудования, установленного на БВС», — говорится в ее протоколе.
Кроме того, в покрытии сотовых сетей есть разрывы. Из-за особенностей их построения обеспечить устойчивую связи на высотах свыше 150–200 м будет проблематично, говорится в протоколе. По данным ассоциации «Аэронекст», 45% полетов дронов сейчас проходят на уровне до 200 м, тогда как наиболее востребованы высоты до 300 м.
Участники рынка и эксперты по-разному оценивают перспективы использования сотовой связи для навигации и полетов БАС (беспилотных авиасистем). В компании «Курсир» считают, что с точки зрения идентификации дронов это идеальное решение. Такого же мнения придерживаются и в «М-Индастриз» (разработчик беспилотных аэрокосмических систем с искусственным интеллектом).
Использование SIM-карт в дронах может решить проблему связи с внешним пилотом, считает гендиректор «М-Индастриз» Михаил Липатов.
— Представим ситуацию: диспетчер дает команду беспилотнику занять определенный эшелон в зоне аэропорта, личный помощник или цифровой пилот интерпретирует голосовую команду диспетчера в понятную дрону, и он ее выполняет. Или, например, специальным службам нужно быстро приземлить все находящиеся в зоне визита высокопоставленного гостя беспилотники. Одна команда — и все приземлились, — отметил он.
Но эксперты признают, что проблемы могут возникнуть в местах, где нет покрытия сотовой связью. Это отдаленные районы РФ и высоты более 150 м.
— Пока что сотовую связь можно использовать в качестве дополнительного резервного канала либо при уверенности, что во всем районе проведения работ есть полное покрытие на нужных высотах, — говорит заместитель гендиректора «Беспилотных систем» Вадим Кузнецов.
Он рассказал, что в 2021 году компания проводила эксперимент по мониторингу участка трассы М4 «Дон» на границе Московской и Тульской областей. Сотовая связь использовалась для сбора фото- и видеоданных с дрона. В результате выяснилось, что из участка в 100 км покрытие на высоте 200 м присутствовало только на 20% трассы.
Как пояснил «Известиям» замгендиректора «Геоскан» Андрей Грудев, сотовые сети подойдут скорее для использования БАС в качестве хобби: для передачи фото или видео, снятых дроном, или для управления им, но на высотах до 150 м. Если же речь идет о профессиональной коммерческой аэросъемке с уровня более чем 200–400 м, а также о применении БАС в регионах Сибири, Дальнего Востока, то операторы пока мало чем могут помочь эксплуатантам, заключает он.
В компании «Аэромакс» (принадлежит АФК «Система») рассказали, что сейчас GSM-связь используется в составе спутниковых трекеров для аварийного определения местоположения беспилотников в пространстве в качестве резервного канала информации. В дальнейшем планируется интеграция данных мультисимочных устройств совместно с данными спутников в состав бортового оборудования канала управления БАС, отметили в компании.
Валерий Кодачигов
Анастасия Львова