Первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов провел заседание президиума правительственной комиссии по развитию беспилотных авиационных систем (БАС) в субъектах Российской Федерации. По результатам обсуждения правительство РФ приняло решение о необходимости субъектам РФ совместно с Минпромторгом разработать региональные программы развития БЛА. "В срок до 1 октября регионам необходимо разработать и утвердить такие программы и направить их в Минпромторг, который находится на своде этой работы", - поручил Андрей Белоусов.
В Минпромторге на вопросы ComNews не ответили.
Первый вице-премьер обозначил необходимость определить в каждом регионе должностное лицо, которое будет отвечать за развитие БАС, включая взаимодействие с Росавиацией и Минтрансом. Также регионам необходимо представить в Минтранс и Росавиацию информацию о планировании маршрутной сети и наличии земельных участков для размещения инфраструктуры для БЛА.
"Субъекты Российской Федерации с разной скоростью включаются в эту работу. Очевидно, что многие направления, связанные с созданием рынков наземной инфраструктуры, научно-производственных центров, находятся в руках регионов. Мы готовы оказывать поддержку, но инициатива должна быть за субъектами РФ. Ключевым моментом является разработка региональных программ развития БАС и назначение ответственных за них", - отметил на совещании Андрей Белоусов.
Кроме того, в рамках формирования национального проекта регионам необходимо создать перечень организаций общего и среднего профессионального образования с учетом подтвержденной потребности в учебных беспилотниках и софинансирования в рамках действующего порядка.
В начале 2023 г. Минэкономразвития разработало проект программы экспериментального правового режима эксплуатации беспилотных авиационных систем в Иннополисе. На тот момент в реализации проекта планировали участвовать пять компаний. Среди них ООО "ЦОД БТС", ООО "Русдронопорт", ООО "КонверсАвиа Беспилотные Системы", АНО ВО "Университет Иннополис" и ООО "Фирма "Новые информационные технологии в авиации".
Пресс-служба Минэкономразвития рассказала корреспонденту ComNews, что за год по запросу бизнеса и регионов Минэкономразвития запустило в шести субъектах РФ три ЭПР в сфере беспилотных авиационных систем. "В них принимает участие 35 компаний. До конца 2023 г. планируется утвердить ЭПР еще в 18 регионах РФ. Число компаний-резидентов возрастет до 83. Сейчас Минэкономразвития России осуществляет мониторинг установленных ЭПР, анализ достижения показателей эффективности и результативности ЭПР. В рамках ЭПР апробируется использование БАС в логистике, сельском хозяйстве, а также при проведении авиационных работ", - сообщила пресс-служба ведомства.
В совещании правительственной комиссии приняли участие представители регионов, которые рассказали об опыте и планах применения БАС в субъектах Российской Федерации.
Как, например, сообщил губернатор Томской области Владимир Мазур, Томск стал одним из первых регионов, где введен экспериментальный правовой режим эксплуатации БАС. "За истекшее время мы определились со специализацией и, соответственно, приоритетами создаваемого научно-промышленного центра (НПЦ). Во-первых, это летно-испытательная работа, для ведения которой создан полноценный комплекс и инфраструктура для опытно-экспериментальной эксплуатации беспилотных воздушных судов. Во-вторых, на завершающей стадии находится создание наземной инфраструктуры для отработки технических и организационных решений по обеспечению полетов БАС различных производителей в едином воздушном пространстве. Развернута целая сеть станций для обеспечения полетов пилотируемой и беспилотной авиации для полетов в едином воздушном пространстве. В-третьих, у нас создана программа массового обучения, тестирования внешних пилотов дронов. Подготовлено уже более 3000 внешних пилотов, и на выходе программа массовой подготовки коммерческих внешних пилотов", - подчеркнул глава региона.
Эксперт рынков ИТ и телеком Вадим Плесский отметил, что знакомство с рядом инициатив в области беспилотных летательных аппаратов вызывает у него смешанные чувства. "Возникает ощущение, что инициативы в области БЛА заимствованы из фильма "Элизиум: Рай не на Земле", действия которого происходят в 2154 г., а наши законодатели пытаются всячески приблизить события, показанные в этой ленте. Можно обкатать "экспериментальный правовой режим" в рамках Иннополиса в Татарстане, но какой в итоге будет практический эффект от этой обкатки? - задался вопросом эксперт. - Принимаемые инициативы исходят из того, что все (в области БЛА - прим. ComNews) будет контролировать государство. Такой практики в большинстве стран нет".
"Кроме того, - говорит Вадим Плесский, - практика применения автотранспортных средств, в том числе беспилотных автомобилей, радикально отличается. Представьте, что при заказе такси (с беспилотным авто в качестве транспортного средства) вам надо будет запрашивать разрешение на "Госуслугах" и указывать начальную и конечную точки движения, а также маршрут. Звучит нереально и глупо? Но именно такое пытаются внедрить для БЛА".
Однако, как считает эксперт, эксперименты в отдельно выделенных зонах (регионах) должны продолжаться. "Но следует понимать, что опыт в рамках Сколково (которое меньше, чем обычный спальный микрорайон Москвы) нельзя перенести на города-миллионники. Говоря проще - в городах отсутствует инфраструктура. Если речь идет про дроны для контроля за лесными массивами и, например, линиями электропередач и газопроводами - то это внутриотраслевые решения, и обрабатывать их нужно в рамках центров компетенций соответствующих отраслей. Дробление на регионы в таком случае нецелесообразно", - подвел итог Вадим Плесский.
Дмитрий Федонин