Банк собрал пресс-конференцию на прошлой неделе, на которой рассказал о своих достижениях, проектах и планах. По словам представителей Росбанка, в розничном бизнесе в 2023 году он продемонстрировал рост, опережающий темпы рынка, по всем ключевым бизнес-направлениям, а его активная клиентская база за год увеличилась на 11% и составила 1,8 млн человек. Розничный кредитный портфель на 31 декабря 2023 года составил 779 млрд рублей, показав годовой рост 32 %. Объем розничного кредитования вырос на 93% по сравнению с 2022 годом и достиг 415 млрд рублей.
Прошлый 2023-й год для «Росбанк Дом» стал самым успешным в истории по объему выдач – 147 млрд рублей. Это на 59 % больше, чем годом ранее, что соответствует динамике рынка. Среди выдач ипотечных кредитов доли вторичного и первичного сегментов разделились почти поровну, с небольшим перевесом в сторону последнего – 52 %. Доля апартаментов составила 4 %, рефинансирования – 4 %.
Объем выдач «Росбанк Авто» в 3 раза превзошел результаты 2022 года и составил 205 млрд рублей. Количество заключенных контрактов составило более 133 тысяч.
Все эти и другие высокие результаты были бы невозможны без хорошо налаженной ИТ-инфраструктуры. По словам директора ИТ-департамента розничного бизнеса Росбанка Андрея Плужникова, в компании отмечают высокую транзакционную активность с взрывным ростом в 1,5 раза год к году. На эту тенденцию накладывается низкая толерантность клиентов к доступности удаленных сервисов. В совокупности это создает большую нагрузку на все ИТ-системы и определяет стратегическое направление на повышение стабильности и масштабируемости технологического ландшафта банка.
Директор ИТ-департамента розничного бизнеса Росбанка Андрей Плужников
Двигаясь в этом ключе, Росбанк внедрил новую микросервисную платформу для розничных бизнес-сервисов (РБСП), которая реализует функционал омниканального бизнес-слоя. Она содержит практически все бизнес-сервисы, которые выставляются и в цифровые и физические каналы как в плане продаж, так и обслуживания.
Платформа основана, как уже говорилось выше, на микросервисной архитектуре и воплощает принципы многослойной структуры с вертикальным разделением для создания гибких и многократно используемых высоконагруженных приложений.
Каждый слой в этой архитектуре инкапсулирует определенную роль и область ответственности, одновременно обеспечивая независимость от других слоев. Данная архитектура способствует упрощению и оптимизации управления элементами ландшафта.
По словам Андрея Плужникова, внедрение РБСП позволило существенно увеличить доступность удаленных сервисов до уровня 99,98%, повысить масштабируемость, а также снизить нагрузку на core-системы банка на 40-50%.
Если говорить простым языком, то такой уровень доступности означает, что простой системы не может превышать двух часов в год.
Также среди реализованных за последнее время в Росбанке проектов Андрей Плужников отметил прайсинг-биллинг — платформу гибкой тарификации пакетов предложений и онлайн расчетов комиссий на транзакционных платежах.
Кроме того, что бы защититься от возможных санкций дополнительно к приложению для iOS и Android была разработана альтернативная веб-платформа, доступ к которой так же возможен с мобильных телефонов.
Кроме того, развитие получили решения для онлайн маркетинга — оркестратор коммуникаций, позволяющие делать таргетированные продуктовые предложения на момент возникновения у клиента потребности в ней. Развитие функционала до нового уровня, должно в итоге привести к полному отказу от зарубежного продукта SAS Marketing Analytics.
Большие работы были проведены в банке по выносу нецелевого кредитного функционала из платформы Siebel, который так же подлежит импортозамещению на модули в микросервисах.
Директор ИТ-департамента розничного бизнеса Росбанка Андрей Плужников рассказывает о реализованных проектах
Была реализована еще одна разработка, хотя она и не относится впрямую к бизнес деятельности банка, значительно облегчила жизнь его сотрудников. В стандартном банковском приложении для них были реализованы функции кадрового электронного документооборота с возможностью использования электронной цифровой подписи. С его помощью можно, например, оформлять документы о переводах на новую должность, увольнение, изменение оклада и прочее.
Как уже говорилось выше, в Росбанке большое внимание уделяют вопросам импортозамещения, используя его как окно возможностей, чтобы не просто заменить платформы или системы, а улучшить их и, одновременно с этим, упростить ИТ-ландшафт.
В рамках технологической трансформации будет создано новое фронтальное решение для продажи и обслуживания всех продуктов, а также сотрудников, которые с планшетами выезжают в корпорации для продаж.
Кроме того, планируется создание нового кредитного конвейера, как микросервисной платформы, что должно позволить уйти от технологически устаревших конвейеров и унифицировать ландшафт банка. Намечается создание с нуля продуктовых движков в виде пассивного и кредитного, которые должны позволить реализовать возможность договорного учета и тем самым импортозаместить функционал, который реализован в текущей банковской системе. Получат развитие и решения для онлайн маркетинга.
Говоря о текущих трендах Андрей Плужников отметил, что большинство существующих на рынке банковских коробочных решений созданы на устаревших технологиях и архитектурах поэтому, когда сегодня банки принимают решения об импортозамещении, то они предпочитают не приобретать такие продукты, так как через два - три года получат у себя в ландшафте устаревшие платформы или системы. Это, по его мнению, было бы не правильным стратегическим решением, приобретение устаревших продуктов, даже если компоненты, требующие импортозамещения буду заменены.
По его словам, крупные банки, которые могут позволить себе большие инвестиции и обладают значительной внутренней компетенцией, предпочитают создание таких приложений и платформ с нуля, хотя и им для этого потребуются значительные сроки.
Подобный подход может привести к тому, что через 3-5 лет на рынке будет присутствовать большое количество решений, которые будут сильно различаться между собой и непонятно, что из этого достанется в виде коробочных решений малым банкам.
«Если говорить об импортозамещающих решениях, которые уже вышли на рынок, то им присущи две основные болезни роста. Во-первых, их функциональность значительно отстает от привычных зарубежных аналогов. И, во-вторых, стабильность, надежность и масштабируемость новинок пока оставляет желает лучшего и потребуется от 3 до 5 лет чтобы новые продукты вышли на уровень сервиса и функционала, что обеспечивали зарубежные», - отметил Андрей Плужников.
В ближайшем будущем, по прогнозам спикера, продолжат свое развитие системы искусственного интеллекта, включая генеративные модели. Фокус будет сделан на улучшение клиентского опыта в части функционала чат ботов и онлайн-маркетинга. В плане последнего — это то, как банк делает таргетированные предложения клиентам по конкретным продуктам в конкретный момент времени, когда эти конкретные продукты этому конкретному клиенту нужны.
Большее значение придается GPT решениям в плане ускорения разработок с помощью подхода low-code с одновременным улучшением кода и сокращения time to market.
Получит свое развитие концепция открытого банкинга Baas (Bank As A Service), которая предусматривает полноценную интеграцию дистанционного банковского обслуживания в инфраструктуру партнера.
Карта «Росбанк Тройка» - тоже ИТ- проект
Подобное решение Росбанк уже реализовал в свое время совместно с мобильным приложением «Город» - официальной программой лояльности для держателей карты «Тройка». Пользователям была предложена универсальная карта «Тройка», которая сочетает в себе возможности транспортной и кредитной банковской карты, а также предоставляет доступ к привилегиям максимального уровня программы лояльности «Город».