В отчете регулятора сказано, что во II квартале 2023 г. количество переводов между гражданами России через СБП выросло на четверть по сравнению с I кварталом, а количество операций по оплате товаров и услуг — в 1,7 раза. Количество предприятий, которые принимают оплату через СБП, увеличилось почти на 60% по сравнению с предыдущим кварталом и превысило 1 млн. При этом граждане России стали оплачивать покупки через СБП в пять раз чаще, чем год назад.
В пресс-службе ПАО "ВТБ" рассказали, что с 2020 г. наблюдается стремительный общерыночный рост доли сервиса СБП, он уже вытеснил переводы по номеру карты или счета, став основным каналом для клиентов. "На его долю приходится 80% от всех переводов в ВТБ. Популярность СБП вызвана отсутствием комиссии при переводах до 100 тыс. руб. и комфортом в использовании системы – достаточно лишь номера телефона. При этом за последний год средний чек перевода через СБП снизился на 5%, что подтверждает доступность и все большее применение СБП при совершении привычных ежедневных операций. По нашим оценкам, развитие безналичных переводов через СБП продолжится, а в следующем году рост может составить 10-15%", – рассказала пресс-служба банка.
Пресс-служба ВТБ поведала, что по части платежей рост операций связан, в первую очередь, с увеличением покрытия технологии СБП за счет кратного роста количества юридических лиц, использующих этот способ оплаты, а клиенты стали привыкать к ней и на практике прочувствовали ее преимущества. "Все это повышает доверие населения к технологии и увеличивает частоту использования транзакций. Клиенты ВТБ за полгода провели через СБП по QR-коду более 23 млн транзакций на сумму почти 58 млрд руб. Количество платежей выросло в 8 раз, а их общий объем - в 5 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Платежи через СБП конкурируют с банковскими картами и доступными бесконтактными способами оплаты, по которым банки предлагают различные бонусные программы. Поэтому считаем, что полноценная и централизованная программа поощрений по СБП при поддержке регулирующего органа позволит кратно нарастить объемы платежей через СБП, а в перспективе может вывести платежи и переводы на один уровень", – подытожила пресс-служба банка.
Пресс-служба банка "Открытие" сообщила, что восходящий тренд прироста объемов операций через СБП связан с активным использованием сервиса в оффлайн магазинах как альтернативы ушедшим бесконтактным способам оплаты, а также с активной популяризацией сервиса среди населения.
Пресс-служба банка "Тинькофф" прокомментировала: "Мы видим, что альтернативные картам способы оплаты, к которым помимо СБП относятся собственные Pay-решения банков, набирают все большую популярность, а доля оплаты картами падает. Дело в том, что покупателям удобнее платить телефоном с помощью СБП или Pay-решений, а не картой".
Аналитик финансовой группы "Финам" Игорь Додонов считает, что главной выгодой для бизнеса при использовании СБП является экономия на платежных услугах, а комиссии, которые бизнес платит при оплате товаров или услуг по СБП, составляют 0,7%, тогда как сборы по банковскому эквайрингу могут достигать 2% и более. "Поэтому бизнес и пытается склонять клиентов, чтобы те по возможности пользовались оплатой по СБП. Цифровой рубль – это альтернативная форма безналичных денег, а СБП – сервис безналичной оплаты. Их распространение будет способствовать дальнейшему изменению структуры рынка безналичных расчетов, но, на мой взгляд, вряд ли как-то существенно отразится на сфере обращения наличных денег в ближайшие несколько лет", – рассуждает Игорь Додонов.
Аналитик брокера Freedom Finance Global Владимир Чернов поясняет, что увеличение объемов оплат через СБП напрямую связано с интеграцией платежного сервиса в предприятиях малого и среднего бизнеса. "Бизнес может платить банкам от 1,5% до 3% комиссий от покупок по банковским картам, по переводам через СБП комиссии ограничили 0,5%, а при переводе цифровых рублей комиссию планируют сделать в 0,3%. Бизнес обычно закладывает эти комиссии в конечную стоимость продуктов для потребителей и будет стимулировать потребителей активно переходить на оплаты именно цифровыми рублями, что в долгосрочной перспективе может сократить объемы наличной денежной массы в РФ", – уверен Владимир Чернов.
Менеджер проектов в банке "Точка" Дарья Щеникова объяснила, что деньги по СБП зачисляются в моменте 24/7/365, что позволяет избежать кассовых разрывов. "Повсеместное использование СБП уже можно назвать трендом 2023 г. Продвижению СБП активно способствует Национальная система платежных карт, запуская различные акции для покупателей. Также многие банки начали начислять кэшбэк при оплате по QR-кодам, так как отсутствие кэшбэка является одной из основных причин, почему покупатели отказываются оплачивать по СБП. При этом нельзя говорить о том, что все готовы перейти с карт на СБП, но доля платежей через СБП будет постоянно расти", — считает Дарья Щеникова.
Эксперт инвестиционной компании "ИВА Партнерс" Артем Клюкин прогнозирует, что доля безналичных платежей дальше продолжит расти, но полностью отказаться от наличных получится не очень скоро, так как часть представителей старших поколений не перейдет на смартфоны и даже картами пользоваться не станет.
В "НСПК", Банке России, Сбербанке, Альфа-банке, Росбанке и Промсвязьбанке не ответили на вопросы корреспондента ComNews.
Дмитрий Федонин