По утверждению спикера, весь 2024 год компания провела с акцентом на создание технологически независимых продуктов и решений. «Сам процесс импортозамещения оказался полезен тем, что мы для себя осознали, насколько мы управляем теми системами, решениями, которые создаем, насколько мы действительно можем их контролировать, изменять. Ведь объекты, которые относятся к значимым элементам критической инфраструктуры, должны иметь «под капотом» только то, что мы в реальности можем контролировать. Мы проанализировали абсолютно всё: и инфраструктурную, и прикладную части», – отметил он.
На днях холдинг Т1 опубликовал результаты своей финансовой деятельности в 2024 году, согласно которым выручка компании выросла на 29% и составила более 249 млрд рублей. Дмитрий Харитонов отметил, что в этот период холдинг активно занимался поставкой оборудования, проведением инфраструктурных изменений у крупных клиентов, организацией удаленных рабочих мест для финансовой экосистемы и другими проектами.
Первый заместитель генерального директора Холдинга Т1 Дмитрий Харитонов
Источник: трансляция на официальной странице РУССОФТ в ВК
В плане разработки софта спикер особо отметил появление финансового продукта «ФинПлатформа Т1» – инструмента для автоматизации, оптимизации и ускорения разработки, который фактически стал «стандартом нового поколения» для создания приложений в финансово-кредитной сфере. На базе этой платформы компания запустила автоматизированную банковскую систему (АБС) нового поколения и провела первую миграцию на нее пользователей. «Таким образом как раз и произошел тот толчок, когда мы переосмыслили то, как мы контролируем и инфраструктуру, и тот критический софт, который создаем. Первые результаты говорят о том, что в целом у нас это получилось», – сделал вывод Дмитрий Харитонов. Передовая технология находит применение: частности, в феврале 2025 года «ФинПлатформа Т1» была внедрена в ландшафт банка ВТБ.
Ключевые показатели Холдинга Т1 в 2024 году
Источник: презентация Т1 на пресс-конференции РУССОФТ
Несмотря на большие достижения, в 2025 году холдинг планирует в целом продолжать работу над обеспечением рынка импортозамещенными технологиями. Это обусловлено, в первую очередь, распределением организаций на две большие группы: относящихся и не относящихся к КИИ. К представителям второй группы так же предъявляются требования по импортозамещению, но у них еще остается некоторый запас времени – окончательно перейти на отечественные решения им нужно примерно к 2030 году. «У них есть чуть больше времени, а также опыт старших партнеров. Тем не менее, мы ожидаем, что в портфеле нашей работы еще появится довольно много таких задач», – прогнозирует Дмитрий Харитонов.
Второй фактор, требующий от Т1 фокусировки на импортозамещении, связан с наличием в этой сфере ряда технологических задач, которые пока еще не решены. Например, компания полтора года дорабатывала АБС – сложное, высоконагруженное приложение, требующее высокой надежности и отказоустойчивости, – на уровне базовых, наиболее востребованных пользователями продуктов (кредиты, депозиты и т. д.). В 2025 году эта работа будет завершена. Однако на рынке по-прежнему отсутствуют надежные импортозамещенные системы уровня процессинга. Развитие этих систем может протекать еще несколько лет.
«Есть большой пласт задач, которые мы продолжим решать на горизонте 2025-26. Эти задачи мы заложили в свою будущую стратегию», – резюмировал Дмитрий Харитонов.
Опыт Т1 по созданию сложных систем и архитектур нового поколения, консалтинг в области обеспечения их надежности, отказоустойчивости и масштабируемости востребован за рубежом, особенно в дружественных странах СНГ и Ближнего Востока.
Перспективные направления экспорта российских технологий
Источник: презентация Т1 на пресс-конференции РУССОФТ
Отдельные проекты, ориентированные, в том числе, на зарубежный рынок, компания уже реализует. Например, для своей процессинговой платежной системы «Мультикарта» холдинг запустил унифицированную интеграционную платформу для выстраивания интеграций в сложной гибридной среде. Находят применение и отдельные продукты разработчика: так, систему «Т1 CRM» внедрили у заказчиков в Беларуси, Узбекистане и Казахстане с минимальной кастомизацей. Однако, по мнению спикера, широкое распространение российских технологически независимых продуктов за рубежом сдерживается из-за нескольких факторов – в первую очередь, специфики местного законодательства.
«Невозможно просто взять российскую АБС и поставить ее на зарубежный рынок: там другая отчетность, другие требования, другой ландшафт компаний. Требуется большой вклад разработчика, чтобы адаптировать программные продукты под новые рынки. Это не только локализация, но и регуляторика, определенная специфика, которая в России совершенно не очевидна. Здесь, на мой взгляд, может хорошо помочь государство. ИТ-компании уже много поддерживают, но тем не менее именно здесь была бы полезна не общая, а более адресная помощь: например, экспортные контракты, чтобы адаптировать, локализовать продукт и представить на рынке», – предложил Дмитрий Харитонов.
Спикер отметил важный вклад в развитие экспортного потенциала российских ИТ-решений со стороны торговых представительств и цифровых атташе.