IMEI расшифровывается как International Mobile Equipment Identity, или международный идентификатор мобильного оборудования. Это номер, который присваивается практически каждому мобильному устройству, легально производимому в мире уже сегодня. С его помощью можно определить, где находится это устройство, и блокировать его. В России в отличие от других стран пока нет общей базы этих номеров.
Ввести ее предложил — для борьбы с кражами и ввозом в страну «серых» телефонов — экспертный совет при правительстве России. А временная комиссия Совета Федерации поддержала идею. В базе хотят обязать регистрировать устройства, ввозимые компаниями и людьми из-за границы. Сделать это можно будет в салонах связи или на специальном портале.
Тогда при пропаже устройства владелец сможет обратиться к своему оператору связи, и тот заблокирует его. Если девайс не был привязан к оператору, его можно будет заблокировать после сверки последних совершенных на нем операций. В Великобритании, к примеру, блокировка устройства с помощью номера IMEI занимает не более 48 часов. При этом не имеет значения, вытащил вор SIM-карту или оставил ее на месте.
Да, есть. IMEI-номер — это 15-значный код, в идеале уникальный для каждого устройства. Он состоит из кода страны и/или региона, данных производителя и номера модели устройства.
Найти его можно на подавляющем большинстве мобильных устройств, которые продаются в России. Если это телефон со съемной батареей, номер, как правило, печатается под ней. Иногда он наносится на заднюю крышку или на слот для SIM-карты. Также номер обязательно должен быть напечатан на чеке и коробке.
Чтобы узнать код включенного смартфона, достаточно ввести *#06#. Сверить его можно и в настройках. На устройствах Apple пройти в Настройки > Основные > Об этом устройстве. На Android — Настройки > Сведения о телефоне > Состояние > Сведения об IMEI.
После этого на сайте imei.info по полученному номеру можно узнать точные спецификации устройства. А на imeipro.info выяснить, был ли телефон когда-либо украден или помещен в какой-либо стране в черный список. В любом случае держать номер своего устройства нужно в секрете, так как с его помощью любой желающий сможет заблокировать ваш телефон.
По словам парламентария, использование системы IMEI будет означать для российских абонентов две вещи. Во-первых, существенно понизится число краж мобильных устройств. Во-вторых, они получат дополнительную возможность проверить оригинальность устройства при покупке.
«IMEI — это уникальный код, который позволит абоненту защитить себя на 100% от мошеннических действий, — сказала «Парламентской газете» заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова. — Например, в случае хищения человек сможет оперативно заблокировать и найти свое устройство. А если телефон заблокирован, то зачем и кому он будет нужен?»
Однако журналисты, пишущие о технологиях, отмечают, что блокировками дело ограничиваться не должно. Так, аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин уверен, что для борьбы с кражами нужно ввести ответственность за изменение IMEI-номеров устройств на законодательном уровне — в меньшинстве стран это не запрещено.
А авторы издания Make Tech Easier отмечают еще одну важную особенность системы IMEI. Это возможность следить за перемещением пронумерованного в системе смартфона, а значит, и его владельца.
Недоступным для слежки пользователь может быть, если к номеру IMEI не привязаны другие персональные данные. В таком случае следить за устройством бессмысленно. В странах, где уже действует система, пользователям удается оставаться анонимными при покупке техники по предзаказу. В этом случае они не подписывают контракта с оператором, соответственно компания не получает личных данных. В России этот способ, похоже, не сработает, так как операторы планируют запрашивать номер IMEI при попытке подключения к их сетям.
Другой способ остаться анонимным — покупка контрафактного смартфона. Производители по понятным причинам не наносят IMEI-номера на такую продукцию. Или наносят поддельные. Это крайне распространено, например, в Индии, которая присоединилась к системе в 2010 году и с тех пор пытается поставить на учет все телефоны (безуспешно). Но за такую анонимность придется заплатить качеством устройства. И возможностью вернуть утерянный или украденный телефон при помощи полиции.
Да. В том числе потому, что с экономической точки зрения для государства уплата налогов компаниями, которые поставляют в страну «серые» телефоны, гораздо важнее защиты рядовых пользователей от краж.
«Основные предпосылки введения системы контроля абонентских устройств — хищения и неконтролируемый ввоз несертифицированных мобильных устройств — таковых насчитывается до 20% ежегодно (примерно 4,7 млн штук). На этом государство теряет миллиарды долларов в виде несобранных налогов», — заявила член экспертного совета при правительстве России, куратор рабочей группы «Связь и IT» Ирина Левова, выступая 26 июня на заседании временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества.
Чтобы решить эту проблему, устройства с зарегистрированными IMEI-номерами будут попадать в одну из трех баз: «белых», «черных» и «серых» гаджетов.
«Белые» — это ввезенные легально с уплатой всех налогов, пошлин и сборов, сертифицированные для продажи в России. «Черные», соответственно, привезенные нелегально. Их планируют отключать на уровне операторов связи. После введения базы IMEI операторы будут обязаны проверять телефоны россиян при их подключении к сетям 2G, 3G и 4G LTE. И если мобильное устройство, с которого пытаются подключиться к сетям, окажется «черным», в доступе откажут и запустят процесс блокировки. Предупредят ли об этом пользователя, пока непонятно.
И наконец, в группу «серых» попадут устройства с повторяющимися или несуществующими IMEI. Судьба их пока не определена.
До реальных блокировок еще далеко. Во-первых, чтобы система контроля IMEI появилась и заработала, представленную концепцию нужно превратить в закон.
«Я думаю, что мы в течение месяца организуем специальную рабочую группу, которая займется нормативным регулированием. У нас уже в концепции написано, какие изменения в какие документы нужно внести. В основном это касается закона «О связи», то есть базового закона, и с сентября мы будем обсуждать уже само тело закона, что там потребуется», — сказала сенатор Людмила Бокова.
Она уточнила, что необходимо для начала ввести само понятие IMEI в российское законодательство. А потом решать, как организовать регистрацию и контроль номеров идентификаторов государственным регулятором — Центральной базой данных IMEI России.
Во-вторых, внедрение системы хоть и поддержали представители МТС «Мегафона», «Вымпелкома» и Tele2, но высказались за то, чтобы это происходило поэтапно. Кстати, оператор базы пока не выбран, но в любом случае финансироваться система будет негосударственными компаниями, говорится в проекте.
В-третьих, как отметила Ирина Левова, курирующая рабочую группу «Связь и IT» в экспертном совете, неучтенные телефоны будут отключаться через 2–3 года после введения всеобщей регистрации. Она считает, что этого времени достаточно, чтобы купить законно ввезенный телефон или прояснить статус «серого» устройства и пройти проверку его законности.
Нет. Сама концепция подразумевает, что центральная база данных международных идентификаторов мобильного оборудования Российской Федерации будет синхронизирована с международной базой данных IMEI GSMA, к которой уже подключены 118 операторов сотовой связи из 43 стран. И, аргументируя пользу от присоединения к системе, авторы концепции сослались на их опыт.
Так, в Австралии, которая в 2003 году первой в мире ввела практику блокировки устройств с помощью IMEI, 43 тыс. гаджетов удалось найти и вернуть законным владельцам.
В Англии, утверждают эксперты, снижение краж после введения аналогичной системы контроля составило свыше 20%. Британские полицейские сверяют номера IMEI найденных и изъятых телефонов с базами данных устройств вроде Immobilise, в которых пользователи регистрируются добровольно. Это позволяет быстрее возвращать устройства владельцам.
В Турции уровень краж упал на 90%, а налоговая прибыль за счет снижения доли контрафактной продукции составила $10,5 млрд в 2006–2010 годах.
Дополнительные поступления в украинский бюджет от введения системы контроля IMEI за четыре года составили около $500 млн, отмечают авторы концепции.
Не во всех странах, правда, система позволяет блокировать устройства. Так, в Сингапуре использование номера для слежения или блокировки запрещено регулятором. Сингапурские операторы могут заблокировать только SIM-карту.
«Парламентская газета», ссылаясь на данные российских правоохранительных органов, пишет, что в России вот уже три года каждая третья кража — это смартфон и мобильный телефон. А в целом воры посягали на эти и другие виды «абонентских устройств» 167 тыс. раз из 185 тыс. зарегистрированных случаев краж.
Также, согласно статистике, опубликованной VC.RU, сейчас около 40% мобильных устройств ввозятся в Россию нелегально или с занижением таможенной стоимости, из-за чего в 2017 году бюджет недополучил 16,6 млрд рублей налогов.
Игнат Орбелиани