ФАС разослала вчера сообщение, в котором говорится, что ведомство усмотрело признаки нарушения части 3 статьи 11 закона "О защите конкуренции" и возбудило в отношении "Доктор Веб" дело, которое будет рассмотрено 19 ноября. ФАС подозревает компанию в "действиях, направленных на неосуществление поставок продукции официальным поставщикам в случае нарушения ценовой политики компании". В частности, ценовая политика "Доктор Веба" обязывает авторизованных поставщиков реализовать программное обеспечение розничным сетям по ценам официального прайс-листа, говорится в сообщении ФАС. PR-менеджер "Доктора Веба" Кирилл Леонов отказался от комментариев.
В ФАС отмечают, что "Доктор Веб" регулирует цены путем рассылки писем дистрибуторам, в которых указывается цена продажи: в них содержится предупреждение о том, чтобы клиенты не заключали договоры на поставку в случае отклонения от установленной цены. "В результате устраняется возможность поставщиков конкурировать между собой путем самостоятельного установления цены",— рассказал "Ъ" начальник управления информационных технологий ФАС Владимир Кудрявцев.
По данным информационно-аналитического центра Anti-Malware.ru, на июнь этого года "Доктор Веб" контролировал 7% рынка российских антивирусов и занимал четвертое место. Лидер рынка — "Лаборатория Касперского" (47%). На втором месте Eset (20%). Третье место — у контролирующей 15% Symantec (производитель Norton Antivirus).
Кодекс об административных правонарушениях предполагает наказание за данное нарушение в виде штрафа для должностных лиц в размере от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет. Штраф для юридических лиц назначается в размере 1-15% от выручки компании от реализации товара, на рынке которого было нарушение. Если сумма выручки правонарушителя от реализации товара на этом рынке превышает 75% процентов всей выручки, то штраф составляет 0,3-3% от реализации товара. По оценке ИК "Финам", выручка "Доктора Веба" составила в прошлом году $23-25 млн.
Похожее дело в конце июля было возбуждено в отношении "Лаборатории Касперского", напоминают в ФАС. Поводом стали итоги конкурса на поставку систем вирусной защиты Касперского для одного из региональных управлений Федеральной регистрационной службы. 13 из 16 поставщиков-участников предложили одинаковую цену на товар. Все они являлись авторизованными партнерами "Лаборатории Касперского". Остальные участники изначально не имели договоров с компанией, однако предложили цены ниже. В итоге победителем было объявлено ООО "Риан-Урал", предложившее самую низкую стоимость контракта — 209 тыс. руб. Однако "Лаборатория Касперского" отказалась заключать с ними договор, и победителем был назван один из авторизованных партнеров — ЗАО "Менфис", предложивший 311,535 тыс. руб.
Председатель совета директоров "Лаборатории Касперского" Наталья Касперская говорит, что на рынке антивирусов существует практика рекомендованных цен. "Но мы не ограничиваем установку розничных цен реселлерами. Они могут повысить цены на свой страх и риск или понизить за счет собственной маржи",— рассказала госпожа Касперская.
"Практика установления цен широко распространена на различных рынках. Например, можно вспомнить рекомендованные цены на потребительском рынке, которым, как правило, следуют крупные сети. Конечно, на IT-рынке такая ценовая политика приводит к некоторому ограничению конкуренции, но зато позволяет сохранить маржинальность",— рассуждает эксперт ИК "Финам" Алексей Курасов.
Александр Ъ-Малахов