Совокупная доля Samsung и Apple по количеству проданных смартфонов в январе--марте 2017 года достигла 34,6%, следует из материалов GfK, с которыми ознакомился "Ъ". По сравнению с тем же периодом 2016 года доля компаний выросла на 3,7 процентного пункта (п. п.). Доля остальных производителей упала до 65,4% с 69,1% годом ранее. В марте 2017 года Samsung и Apple заняли 37,6% рынка — это максимальная доля за последние 12 месяцев. Рост к марту 2016 года составил 5,6 п. п. Общая доля B-брендов сократилась в первом квартале, подтверждает глава TelecomDaily Денис Кусков.
По данным GfK, наибольший рост в первом квартале продемонстрировали смартфоны Samsung, продажи которой увеличились в штуках на 3,4 п. п. В марте Samsung заняла 27,5% рынка — это максимальный показатель с октября 2013 года. На втором месте Apple, доля которой в первом квартале составила 10,2%, увеличившись на 0,3 п. п. Lenovo, сохранившая третью позицию, сократила долю с 9,3% до 6%. Снизил доли еще ряд B-брендов: Alcatel, занимавшая четвертую позицию, откатилась на седьмую (доля снизилась с 8,3% до 3,9%), Fly переместилась с пятого на восьмое место (с 7,2% до 3,8%).
Рост крупнейших брендов подтверждают и данные "Евросети". По оценке ритейлера, за первый квартал доля Samsung в количественном выражении выросла до 25% с 21% в первом квартале 2016 года, в денежном — до 27% с 24%. Доля Apple в количественном выражении выросла с 10% до 11%, в денежном — составила стабильные 33%.
В последние годы доля B-брендов на российском рынке смартфонов только росла — этот процесс начался в 2013 году вместе с удешевлением их производства. Сейчас стоимость почти 60% проданных смартфонов не превышает 10 тыс. руб., следует из отчета "Евросети". Всего в январе--марте в России продано 6,153 млн смартфонов, что на 7,8% больше, чем за аналогичный период 2016 года, следует из данных GfK. В то же время, в розничных сетях пока не заметили сокращения доли B-брендов. В "М.Видео" даже говорят о "существенном росте" продаж Xiaomi, Meizu, ZTE, Huawei и Honor. В "Связном" утверждают, что доля А- и B-брендов в первом квартале 2017 и 2016 годов примерно одинакова.
По мнению ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, на корректировку рынка повлияли два ключевых события: сильное увеличение доли Samsung за счет возвращения в розничные сети и сокращение доли смартфонов операторских брендов, которые не пользуются большой популярностью. Продажи смартфонов Samsung в салонах "Связного", "Евросети" и "МегаФона", прерванные летом 2015 года, возобновились в январе-феврале. Главный фактор роста продаж бренда — "скидки в преддверии гендерных праздников, ежегодное обновление линейки и активная маркетинговая кампания", считают в МТС.
Сами производители отмечают усиление соперничества между смартфонами А- и B-брендов. "В связи с выходом на рынок новых игроков повысилась активность крупных брендов, конкуренция обострилась",— поясняет исполнительный директор мобильного подразделения Lenovo в РФ Алексей Клочков. В данной ситуации он считает удержание позиции третьего игрока на рынке хорошим результатом для Lenovo. Перспективы игроков низкого ценового сегмента трудно оценить, пока не наступила стабилизация рынка, отмечает Денис Кусков. По его мнению, в течение года продажи B-брендов будут двигаться "разнонаправленно в пределах нескольких процентов", а динамика долей во многом будет зависеть от их маркетинговой политики и усилий по входу в крупные сети продаж.
Юлия Тишина, Владислав Новый