По словам министра информационных технологий и связи Леонида Реймана, развитию мобильной коммерции пока мешает нехватка инфраструктуры. При этом уже сейчас в России рынок электронных платежей составляет порядка $1 млрд., а прогнозируемые темпы роста - более 50%. Сейчас все операторы создают опытные зоны мобильной коммерции, но основную долю этого рынка продолжает составлять мобильный контент. "Чтобы позволить мобильной коммерции развиваться, необходимо создать нормативную базу", - считает Леонид Рейман.
По словам директора департамента в сфере ИКТ Мининформсвязи Евгения Васильева, нормативно-правовую базу необходимо не столько изменить, сколько дополнить. В частности, предполагается расширить законы "О связи", "О банках и банковской деятельности", а также ряд постановлений правительства и другие нормативные документы. Для этого будет создана межведомственная рабочая группа, в которую войдут представители Центробанка, МВД, Росфинмониторинга. Технологические процессы будут отрабатываться в специальной опытной зоне. Мининформсвязи заинтересовано в скорейшем создании универсальной платежной платформы, в которую войдут все банки и операторы.
В итоге, у владельцев сотовых телефонов должна появиться возможность оплачивать при помощи мобильного не только услуги связи, но и, например, парковку, проезд или услуги ЖКХ. "В течении первого полугодия 2008 г. мы сделаем все, чтобы условия для развития мобильной коммерции были созданы", - отметил Евгений Васильев. Первые результаты также планируется получить уже в следующем году.
"Создание условий для развития мобильной коммерции в РФ тормозится не столько телекоммуникационным, сколько банковским законодательством, - считает председатель совета директоров ИК "Некстер" Антон Богатов. - Дело в том, что исполнение поручения клиента на совершение платежа относится к числу банковских операций и операторы связи не вправе осуществлять подобную деятельность. Это препятствие можно обойти, если оператор заключит агентский договор с получателем платежа (магазином и т.п.), однако непредсказуемость возникающих при этом административных, налоговых и гражданско-правовых рисков многократно снижает привлекательность этого вида деятельности, как для оператора связи, так и для получателей платежа. Выходом из ситуации могло бы стать специальное указание Центробанка, однако, лоббистские возможности Мининформсвязи в ЦБ представляются весьма ограниченными".
Аналитики, впрочем, не верят в то, что мобильная коммерция сможет в ближайшее время оказать существенное влияние на рынок. "Мобильная коммерция (оплата услуг посредством телефона) коснется незначительных сумм, - отмечает аналитик "Альфа Банка" Виталий Купеев. – Банки, операторы и розничные сети (например, владельцы автоматов) конечно получат выгоду. Но она будет небольшой".
Светлана Серова