Заместитель гендиректора группы ОНЭКСИМ Сергей Черницын сообщил Ъ, что, создавая свой личный блог, Михаил Прохоров ставит перед собой две цели: "Во-первых -- расширить срез идей и мнений о них с помощью интернета в целом и блогосферы в частности. Михаил Прохоров последний год-два интересуется инновационными проектами, и такой обмен мнениями очень важен". Во-вторых, говорит господин Черницын, блог позволяет от первого лица донести свою позицию по важным для себя вопросам именно так, как интересно автору: "И это не всегда совпадает с подачей информации СМИ".
Появление блога Михаила Прохорова многие восприняли как оперативную реакцию на раздел активов с его партнером Владимиром Потаниным. Основная часть сообщений (первые датируются 10 декабря) представляют собой перепечатку интервью различных СМИ. Два сообщения помимо приветствия написаны для дневника, посвящены ситуации, связанной с "КМ-Инвест". Сергей Черницын уверяет, что напрямую создание блога с ситуацией вокруг "КМ-Инвест" не связано: "Это всего лишь совпадение по времени". По словам руководителя службы блогов компании СУП (владеет сервисом Livejournal.com) Антона Носика, такое совпадение на судьбе блога скажется двояко: "С одной стороны, для блога это неудачный момент -- тему 'развода' и так активно обсуждают все СМИ, и блог лишается эксклюзива на эту прямую речь. Но этот 'развод' привлекает внимание к фигуре Прохорова, и первоначальная аудитория накапливается более быстрыми темпами". При этом господин Носик отмечает, что в долгосрочной перспективе популярность блога будет зависеть от того, насколько активным будет личное участие Михаила Прохорова в создании записей и комментариев. Ведь ранее господин Прохоров неоднократно заявлял (и повторил это в своем блоге), что не пользуется ни компьютером, ни мобильным телефоном. Вчера Сергей Черницын подтвердил Ъ, что все материалы и комментарии блога Михаил Прохоров просматривает в распечатанном виде.
Для Сергея Черницына это не первый опыт создания "корпоративного" блога. Совместно с PR-директором группы ОНЭКСИМ Андреем Беляком им уже было создано ЖЖ-сообщество "Норильский никель", а также блог одноименного журнала. Представитель ГМК "Норникель" Виктор Бородин считает, что запуск сообщества "Норникель" был удачным решением: "Это оперативная связь, и общаться стало легче и быстрее, в том числе с норильчанами". За полгода сообщество собрало 400 участников и подписчиков (всего в Норильске 209,3 тыс. жителей).
Эксперты в области блогосферы и связей с общественностью отмечают, что блоги за последнее время стали таким же полноценным каналом коммуникации, как СМИ. По данным TNS Gallup Media по Москве, в октябре в кириллической части "Живого журнала" было 8 млн читателей. По словам Антона Носика, у Livejournal.com на данный момент 1,3 млн русскоязычных пользователей. "У каждого блога ЖЖ есть свои подписчики, а аудитория каждого такого журнала, по нашей статистике, в 10 раз больше,-- рассказывает господин Носик.-- Например, журнал обозревателя Ъ Дмитрия Бутрина имеет 1370 подписчиков, гендиректора Ъ Демьяна Кудрявцева -- 1258 подписчиков, предпринимателя Леонида Невзлина -- 2600, депутата Александра Лебедева -- 2910". За три дня существования блога Михаила Прохорова его подписчиками стали около 400 человек.
"Для своих клиентов в мониторинги СМИ мы теперь обязательно включаем блоги: что про компанию говорят в ЖЖ, как о ней отзываются,-- говорит Андрей Баранников, гендиректор агентства SPN Ogilvy PR.-- За последние 1,5-2 года блоги стали реальным индикатором репутации компании". Агентство Maslov PR рекомендует клиентам активно использовать в коммуникациях социальные медиа, в том числе и блоги. Причем не только корпоративные, но и персональные для руководителей компаний. "Блоги доносят мнение его автора в неискаженном виде, нет ограничений по объему текста",-- говорит гендиректор агентства Михаил Маслов.
Мария Черкасова, Сергей Соболев, Юлия Куликова