В 2022 году российские IT-компании начали активно занимать новые ниши цифрового рынка, говорит в беседе с «Известиями» президент Лиги цифровой экономики Сергей Шилов. Там, где раньше можно было использовать готовое решение, чаще всего западное, сегодня нужно покупать заказную российскую разработку — объем этого рынка в 2022 году вырос примерно на 20%.
Кроме того, если раньше значительные средства российских компаний уходили на лицензионные платежи за рубеж, сегодня их инвестируют в отечественные решения, которые затем можно экспортировать на развивающиеся рынки в качестве альтернативы, добавляет генеральный директор Группы Т1 Игорь Калганов. Экспортный потенциал позволит вернуть вложения не только за счет российского, но и за счет зарубежных рынков.
— Организации, стойко встретившие геополитические и экономические вызовы и продолжившие работу в России, получили весь освободившийся от зарубежных игроков объем рынка. Отечественным компаниям открылись новые возможности для развития за счет участия в интересных проектах, им удалось добиться роста и по выручке, и по количеству сделок на 2023 год, — говорит Калганов.
Несмотря на открывшиеся перспективы, российские IT-компании всё же столкнулись с определенными трудностями. Непростая ситуация сложилась в области аппаратного обеспечения — сохранять функциональность серверов и прочего «железа» пока удается за счет российских специалистов поддержки.
— Часть оборудования можно закупать через параллельный импорт, однако этот канал пока не налажен и несет определенные риски и трудности. Кроме того, некоторые западные поставщики просто закрыли для российских клиентов доступ к своим сервисам — в частности, в сфере облачных вычислений. Однако и здесь есть свой плюс — возросло число заказов у отечественных компаний, — отмечает Сергей Шилов.
Что касается импортозамещения — обеспечить его стопроцентно невозможно, любая страна в мире будет так или иначе зависима от иностранных комплектующих, и Россия не исключение, добавляет Игорь Калганов.
— Ключевая проблема сегодня — нехватка чипов для высокотехнологических процессов, в их разработке мы ограничены локальным рынком сбыта и пропорциональными ему объемами инвестиций. Справиться с этими трудностями поможет сотрудничество с Китаем, откуда возможно поставлять необходимые технологии. Есть и другой путь — не соревноваться в уже развитых другими технологиях, а выбрать альтернативу, например кремниевую фотонику и квантовые вычисления, — рассказывает эксперт.
По его словам, во многом справиться с рыночными вызовами помогла поддержка государства в рамках введения ставки нулевого налога, льгот для IТ-специалистов и моратория на проведение проверок бизнеса.
Трендами рынка в 2022 году стали проекты, связанные с импортозамещением (например, разработка ПО на заказ), постепенно трансформирующимся в импортоопережение, и построением технологического суверенитета. То же самое ожидается и в 2023-м, считают собеседники «Известий».
— Отечественные разработки как займут достойную нишу в РФ, так и начнут активнее выходить на рынки Юго-Восточной Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки. Организациям важно понять, на чем они хотят сфокусироваться в первую очередь: сегодня заказчикам интересна продуктовая разработка, аутсорсные услуги, ИБ-решения, расширенная поддержка и сервис, — говорит Игорь Калганов.
Помимо этого, можно выделить создание новых продуктовых направлений в крупных российских технологических компаниях и более высокий спрос на цифровые проекты, в особенности в области информационной безопасности.
— Стратегическое значение приобретут проекты в сфере ИБ — хакерские атаки на российские организации станут одной из главных угроз. Что касается технологических трендов, то будут востребованы такие популярные направления, как BI и Machine learning, искусственный интеллект (ИИ) и нейросети, мобильные технологии, — отмечает Сергей Шилов.
По мнению Игоря Калганова, в 2023 году российский IT-рынок продолжит адаптироваться к новым реалиям. Сформируются полноценные цепочки поставок оборудования, увеличится спрос на цифровые проекты (как со стороны корпоративных заказчиков, так и от госсектора) и заказную разработку ПО, решения на основе Open Source, технологии искусственного интеллекта, ИБ-услуги и такие отечественные инструменты, как Low Code, BPM и RPA.
Кроме того, в 2023 году ожидается множество крупных IT-проектов — результатов коллаборации ведущих игроков рынка и ИЦК, консолидирующих отраслевой спрос на импортонезависимые решения.
— Если раньше значительная часть ПО обслуживалась заказчиками совместно с западными разработчиками, то теперь большой объем задач по поддержке этих систем ляжет на российских специалистов. Некоторые решения будут заменены на отечественные аналоги — процесс импортозамещения будет наращивать темпы, — добавляет президент Лиги цифровой экономики Сергей Шилов.
В 2023 году России предстоит решать глобальные задачи в сфере построения технологического суверенитета — необходимо определить, какие именно сегменты относятся к критической IТ-инфраструктуре. Внимание государства и разработчиков будет сосредоточено на этих направлениях, заключает эксперт.
Мария Фролова