Как рассказали "Ъ" в департаменте информационных технологий (ДИТ) Москвы, в начале июня в городе будет запущена новая услуга — SMS-информирование о предстоящей эвакуации автомобиля. Для этого нужно будет подписаться на уведомления, послав на номер 7377 сообщение "ЭВ госномер". Так гражданин подключится к городской информационной системе — Единой мобильной платформе, а мэрия Москвы получит мобильный телефон автовладельца.
Напомним, эвакуация как обеспечительная мера применяется чаще всего при нарушении правил парковки. Город стал брать плату за перемещение авто с 15 сентября 2013 года; тариф варьируется от 3 тыс. до 7 тыс. руб. в зависимости от мощности двигателя. Кроме того, еще 3 тыс. руб.— штраф за незаконную парковку. Только его и надо будет уплатить, если водитель успеет убрать машину: инспектор ГИБДД на месте выпишет протокол.
Процедура перемещения машины происходит так. Сотрудники ГИБДД и ГКУ "Администратор парковочного пространства" (АМПП) фиксируют факт, что машина нарушила правила парковки, после чего начинается оформление нарушения. Сначала данные об авто направляют в Единый диспетчерский центр АМПП, затем информация сверяется с базой Единой мобильной платформы. Если выяснится, что к госномеру машины привязан номер телефона, водителю автоматически придет предупреждение о грядущей эвакуации.
Как пояснили "Ъ" в ДИТе, оформление формальностей занимает примерно 15-20 минут, после чего начинается погрузка на эвакуатор. За это время водитель сможет добежать до машины, убрать ее из-под знака и избежать эвакуации. В городе работают 305 эвакуаторов, ежедневно АМПП перемещает 500-600 авто. Если предположить, что все водители получили бы SMS и убрали авто, они бы сэкономили в общей сложности 2,5-3 млн руб. за сутки, или до 90 млн руб. за месяц.
"Новый сервис — это попытка очеловечить процедуру, сделать ее более комфортной,— объяснили "Ъ" в ДИТе.— Сумма штрафа остается внушительной, поэтому бросать машину на авось все равно будет очень дорого. К тому же на вызволение авто водители тратят по несколько часов".
Отметим, что ранее ДИТ запустил сервис информирования о штрафах за нарушение ПДД и их оплату через SMS. С помощью Единой мобильной платформы можно также получать предупреждения о внесении в список должников судебных приставов и отключениях горячей воды. В январе на услуги информационной системы было подписано 2,4 млн человек, сейчас — 3,8 млн.
В ДИТе говорят, что работа сотрудников ГИБДД и АМПП не изменится с появлением SMS-услуги: правовые основания для того, чтобы вернуть машину, уже есть. Статья 27.13 КоАП разрешает водителю "еще до начала задержания" убрать машину из зоны запрещающего знака. В УГИБДД Москвы и АМПП прокомментировать "Ъ" новую услугу не смогли.
"Нередки случаи, когда инспекторы ГИБДД отказываются отдавать машину, даже если она не погружена на эвакуатор,— говорит глава Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.— Юридически задержание машины начинается с момента составления протокола. Поэтому, когда водитель добежит, все документы уже оформят, и эсэмэска не будет иметь смысла. Хотя смысл эвакуации — устранить помеху для движения, а не дать заработать коммерсантам". "В жизни оформление машины занимает максимум три-пять минут,— говорил координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов.— Непонятно, как можно успеть прибежать за машиной за это время. Радует одно: граждане хотя бы не будут думать, что машину украли. В идеале нужно еще рассылать адреса ГИБДД и штрафстоянок. Это могло бы снять напряженность вокруг эвакуации".
Иван Буранов