Прекращение западными вендорами сервисной поддержки своих аппаратных решений на территории России приводит к существенному перераспределению сил на локальном рынке сервисного обслуживания в сегменте B2B. Дистрибьюторы собираются занять заметную позицию на этом рынке, ведь он приносит больший доход, чем техническое обслуживание розничных клиентов – выяснило издание «Коммерсант». Так, во второй половине 2022 года ИТ-дистрибьютор OCS расширил площадки, предназначенные для сервисного обслуживания техники корпоративных заказчиков. Другой лидер рынка, «Марвел-Дистрибуция», открыл сервисный центр в 2021 году, а в перспективе планирует увеличить его мощность.
В частности, компания OCS, работавшая с такими вендорами, как Dell, Huawei, Samsung, Nvidia, Schneider Electric и многими другими, вынашивает планы по расширению ремонтного сервиса B2B (этим занимается входящий в структуру дистрибьютора ООО «О-Си-Эс-Центр»), в том числе обслуживание ритейлеров. С этой целью, например, компания провела модернизацию одного из своих модульных цехов, ранее эксплуатируемого как склад. В результате площадь «мастерской» дистрибьютора увеличились десятикратно и сейчас составляет сотни кв. м. Это не первый подобный проект в компании – строительство ремонтных помещений и обучение персонала здесь происходит на постоянной основе.
В «Марвел-Дистрибуции» (структура холдинга F+ tech) отмечают, что собственное сервисное подразделение для B2B-клиентов в компании было создано еще осенью 2021 года на фоне растущих объемов ремонтных работ и опасений, что зарубежные вендоры не смогут обеспечить высокие требования крупных российских заказчиков.
В свою очередь, крупные российские системные интеграторы так же усилили активность в области клиентского технического сервиса. Например, в компании Softline сообщили ICT-Online.ru, что по многим западным решениям готовы стать для клиентов третьей линией поддержки западных систем, которую раньше в основном брали на себя вендоры. По данным 2021 года, доля сервисного сопровождения в выручке крупных российских ИТ-компаний составляет, как правило, 15-20 %. Сегодня она может значительно возрасти, в том числе за счет услуг по ремонту и замене оборудования.
К поиску запчастей для ремонта оборудования «санкционных» брендов российские сервисные центры подходят по-разному. Самый очевидный вариант – использовать вышедшее из эксплуатации «железо», а также неликвидную технику, которая поступила от поставщика с дефектами. Более сложное организационно решение – привлечение партнеров, которые сотрудничают с авторизованными сервисными центрами вендоров.
Эксперты отмечают, что с марта 2022 года нехватка комплектующих по многим классам оборудования привела к существенному росту стоимости его ремонта. Они полагают, что объем рынка по обеспечению сервисных контрактов в B2B в течении следующих 1-2 лет увеличится в несколько раз.
Но есть и хорошая новость: после ухода западных вендоров на российском рынке высвободилось большое количество сертифицированных специалистов.
«Действительно, в течение еще пары лет услуги по сервисному обслуживанию импортной техники, скорее всего, будут набирать обороты. Это очевидно, ведь оборудование всё больше стареет, а оперативно обновить его бывает нечем. Но если в геополитическом отношении ничего не изменится, заказчики чем дальше, тем охотнее будут переходить на новые импортозамещенные продукты», – комментирует аналитик ICT-Online.ru Андрей Блинов.