Потенциальная аудитория сообщений в соцсетях о протесте дальнобойщиков против системы "Платон" к 3 декабря достигла 133 млн пользователей. Об этом говорится в отчете компании "Крибрум" (входит в группу InfoWatch Натальи Касперской). Число уникальных сообщений составило 233,4 тыс., а общее количество, включая репосты,— 630,5 тыс. "Пик активности упоминаний протеста пришелся на 29 ноября, когда пользователи обсуждали долгожданный "марш на Москву"",— говорится в отчете.
В Twitter появилось около 328 тыс. постов, еще около 150 тыс. сообщений на тему "Платона" оставили пользователи соцсетей. "В Twitter сразу несколько хештегов по данной теме находились в топе в течение последней недели",— отмечается в отчете. Чаще всего использовался хештег #Дальнобойщики (в 24,4 тыс. сообщений), также были популярными #Улитка, #Смольный, #ЗаДальнобоев и #НетПлатону. "Перечисленные хештеги активно используются как журналистами и онлайн-медиа, так и гражданскими активистами, которые пытаются использовать социальный протест дальнобойщиков в политических целях,— констатируют аналитики "Крибрум".— Именно благодаря участию гражданских активистов дальнобойщики начали использовать социальные медиа и хештеги для координации своих действий и информирования о проходящих акциях". Критику по отношению к системе "Платон" в соцсетях высказывали активисты Партии прогресса, движения ТИГР ("Товарищество инициативных граждан России"), РПР-ПАРНАС, КПРФ, Либертарианской партии России и партии "Воля", сообщается в отчете.
Недовольство водителей большегрузов связано с запуском с 15 ноября системы взимания платы за проезд по федеральным трассам "Платон". Ее начали создавать в октябре 2014 года, для чего Росавтодор заключил соглашение с концессионером ООО "РТ-Инвест Транспортные системы" (РТИТС). Росавтодор планирует с помощью "Платона" ежегодно собирать около 40 млрд руб., используя эти деньги в дорожном ремонте и стройках. Водители протестовали как против тарифов, так и против самого взимания платы. Выступления с участием водителей прошли в десятках городов РФ. Так, дальнобойщики целенаправленно провоцировали заторы на дорогах (акция "Улитка").
Протестные сообщения в сети не вызвали каких-то мер, за исключением блокировки сайта коммунистического рабочего движения "Рабочий путь": Генпрокуратура обнаружила на нем анонс массовых акций. Представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский сообщил "Ъ", что других обращений от Генпрокуратуры о необходимости блокировки ресурсов не поступало, а сам Роскомнадзор не занимался целенаправленным отслеживанием сообщений в сети по этой теме. Тем временем на портале change.org появилась петиция за отмену "Платона", которую к 3 декабря подписали 2 тыс. человек. Акции дальнобойщиков не остались незамеченными: 16 ноября группа депутатов Госдумы внесла законопроект о снижении штрафов юрлицам за неоплату проезда (с 450 тыс. до 10 тыс. руб. за первое нарушение). 20 ноября Минтранс заявил, что грузоперевозчики освобождены от штрафов в системе "Платон" до принятия поправок к КоАП об их снижении.
Цифра 133 млн пользователей, видевших сообщения о протестах дальнобойщиков в соцсетях, сильно завышена и наверняка представляет собой количество аккаунтов, но не реальных людей, считает основатель SMM-агентства "Мохнатый сыр" Антон Носик. "При этом примеров прямой взаимосвязи между общественным мнением и принимаемыми политическими решениями я не знаю, а потому "лайки" и "перепосты" вряд ли сыграли какую-то роль в истории с "Платоном". Отмена штрафов скорее реакция на физическую активность дальнобойщиков и последовавшие за ней заторы на дорогах. Правительство, вероятно, больше хотело избавиться от возникших логистических проблем и перебоев с поставками, а не снять социальную напряженность",— считает господин Носик.
Мария Коломыченко