В Государственную Думу внесен законопроект о регулировании работы операторов социальных сетей. Авторами документа выступают депутаты от партии “Единая Россия”: Сергей Боярский и Андрей Альшевских. Замруководителя фракции “Единая Россия” Андрей Исаев сообщил, что законопроект прошел экспертный совет фракции.
Документ представляет из себя поправки в Закон “Об информации, информационных технологиях и защите информации”. Под оператором социальной сети подразумевается “организатор распространения информации в сети интернет, обеспечивающий функционирование информационной системы или программы для ЭВМ, предназначенных для приема, передачи и обработки электронных сообщений пользователей сети интернет в целях обмена электронными сообщениям между пользователями сети интернет, в том числе неопределенному кругу лиц”.
Будущий закон будет регулировать только операторов тех социальных сетей, число пользователей которых на территории России превышает 2 млн человек. Такие операторы должны будут создать свои представительства на территории России и обеспечить круглосуточный прием жалоб от граждан на содержимое сообщений своих пользователей. Жалобы должны приниматься в электронной форме, которая должна быть “легкодоступной” для пользователя.
По жалобам пользователей необходимо будет удалять или ограничивать доступ к информации из социальной сети, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти. Удалению подлежит и информация, которая недостоверна или порочит честь и достоинство другого лица или его репутацию, а также любая иная информация, за распространение которой на территории России предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Удаление противоправного контента должно происходить в течении суток с момента поступления жалоб. При удалении информации должны удаляться и все ее копии. При этом оператор социальной сети должен хранить копию удаленной информации в течении трех месяцев.
Оператор социальной сети должен ежеквартально составлять отчеты об обработке жалоб пользователей. Форму таких отчетов определит Роскомнадзор. Отчетность должна публиковаться в социальной сети.
Одновременно в Кодекс об административных правонарушений предлагается ввести штрафы для операторов социальных сетей за неисполнение требований законодательства. От граждан размер штрафа составит от 3 млн руб. до 5 млн руб., для организаций - от 30 млн руб. до 50 млн руб.
Авторы законопроект указывают в пояснительной записке, что влияние информации из социальных сетей становится все более значимым. Социальные сети оказывают все большее влияние на избирательные процессы, а также они сыграли роль “во всех известных за последнее время внутригосударственных и международных конфликтах”.
Авторы документа добавляют, что в европейских странах в настоящее время также рассматриваются законопроекты о регулировании содержимого из социальных сетей, причем основой для такого регулирования являются жалобы пользователей. В частности, в Германии для владельцев социальных сетей установлены штрафы в размере от 500 тыс евро до 5 млн евро за нарушение требований по реагированию на жалобы пользователей.
Юрист “Центра защиты цифровых прав” Саркис Дарбинян назвал новый законопроект “очередной токсичной инициативой депутатов, живущих где-то в Зазеркалье”. “Принятие данного законопроекта, прежде всего, ударит по российским сервисам, сделав их работу в России еще менее конкурентной, - говорит Дарбинян. - Положения законопроекта, во многом, дублируют положения принятого в 2014 г закона об организаторах распространения информации, которые на практике оказался невыполним. К тому же совершенно не понятно, почему администрация социальной сети должна брать на себя функции суда и рассматривать доводы о противоправности контента”.
Авторы законопроекта ссылают на опыт Германии, но немецких законов они не читали, считает аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян. «Во-первых, в Германии закон о социальных сетях вступает в силу только с 1 июля, - говорит Казарян. - Во-вторых, в нем очень ограниченное определение незаконного контента - фактически, это только нацистская пропаганда. Для остальных видов контента у социальных сетей есть семь дней на принятие решений».