Устройство, способное добавить в красочную виртуальную реальность новых ощущений, представляет собой несколько струн, закрепленных на руке и кончиках пальцев пользователя. Именно они придают ощущение препятствия и тяжести предметов.
В устройстве есть датчик, который прикреплен к VR-гарнитуре и отслеживает движение рук пользователя. Как только человек подходит к виртуальной твердой поверхности, механизмы включаются в определенную последовательность, подходящую на ощупь для изображенных виртуальных объектов. Убираешь руку — механизмы отключаются. Само устройство весит почти как пачка сливочного масла — 200 г.
— Я думаю, что этот опыт создает необычное состояние, например когда вы взаимодействуете с перилами и можете обхватить их пальцами. А еще очень интересно исследовать статуи в VR, — говорит автор работы Кэти Фэнг.
Впрочем, здесь ученые из Питтсбурга совсем не первопроходцы — разработчики давно ломают голову над тем, как наделить виртуальную реальность вполне реальными ощущениями, добавить тактильности. Вопрос цены и простоты использования. В январе компания Teslasuit представила публике тактильные перчатки, с помощью которых можно ощущать текстуру поверхностей. Поставить новинку на рынок обещают во второй половине года по ощутимо «тактильной» цене — около $5 тыс.
По словам президента Ассоциации дополненной и виртуальной реальности Екатерины Филатовой, в период самоизоляции отмечается большое количество запросов на коммуникационные форматы — руководителям необходимо здесь и сейчас проводить совещания, согласования объектов, встречи и мероприятия. Освоили видеоконференции, но в виртуальном пространстве куда как нагляднее.
— В этой части нельзя сказать, что есть какие-то единые готовые решения — ни в России, ни на мировом уровне. Они только появляются, и пока этот процесс в динамике: есть спрос — есть возможности, — говорит в беседе с «Известиями» эксперт.
Есть и реальные сложности в этой виртуальной реальности. Как отмечает вице-президент по коммуникациям Wheely Мария Глазкова, технология еще не отточена до идеального состояния. Можно 10 минут пытаться попасть на важную VR-встречу, пару раз перезагружая систему; у кого-то плохое качество соединения; кто-то не может загрузить презентацию.
— А еще часто встречается проблема, которая хорошо знакома любителям компьютерных игр: фигурки некоторых участников парят в воздухе, другие — застревают в текстурах пола, стен или в кресле, не теряя при этом возможности двигаться, — пишет Мария Глазкова в своей колонке на Rusbase.
На некоторых платформах можно загрузить свое фото и создать уникальный аватар, а где-то предлагается достаточно ограниченный выбор персонажей, так что многие участники мероприятия похожи друг на друга, что создает определенные сложности. К неявным, но все-таки проблемам и особенностям VR-встреч, эксперт также относит реальный мир, который внезапно может напомнить о себе подброшенным под ноги собакой мячиком (так что закрывайте двери, бродя в VR-очках по комнате). Кроме того, некоторые участники могут испытывать головокружение. Причем женщины испытывают подобный дискомфорт чаще, чем мужчины. Причины пока неясны.
— Если говорить о бизнес-направлении, то вопросы, связанные с обучением сотрудников, либо удаленные консультации тоже показали свои плюсы даже по сравнению с тем, что было полгода назад, — говорит Екатерина Филатова. — Например, в цехе на региональном заводе собирается оборудование, а в роли консультантов иностранные эксперты, которые фактически не могут приехать в Россию. Раньше стоял вопрос о том, что это дорого и долго, а теперь невозможно. Цех мог бы вообще не запуститься, потому что оборудование не настроено, но его настроили при помощи дополненной реальности.
Эти направления и так развивались, замечает эксперт, но теперь интерес к ним повысился:
«Понятно, что даже если 10 или 11 мая нам всем скажут выходить на улицу и работать, то по факту это не будет означать конец опасной ситуации. Какие-то безопасные технологические решения будут более востребованы на случай, если ситуация повторится либо компания посчитает, что такой способ выгоднее и удобнее и может быть применим в 50% случаев».
Там, где Skype не может решить задачу полного погружения, в СИБУР, например, используют цифровой инструмент «Удаленный эксперт AR» для коммуникации на карантине: сотрудник в специальных AR-очках и камерой на каске в режиме реального времени может показать оборудование коллеге и получить совет или оценку своим действиям. Кроме того, на AR-очки можно отправить рабочие схемы и другую необходимую информацию. Сообщается, что частота использования «Удаленного эксперта» на предприятиях увеличилась в 4 раза.
Некоторые компании проводят обучение в условиях самоизоляции на 3D-тренажерах, которые можно запустить на любом цифровом носителе. Как пишет портал «Будущее России. Национальные проекты», подобные тренажеры уже внедрены на газораспределительной подстанции «Мособлгаза».
— Сегодня некоторые промышленные компании уже активно используют подобные решения в своей работе, но вместе с тем такие технологии стали еще более востребованными в сложившейся ситуации, — говорит директор направления «Иммерсивные технологии» компании «КРОК» Илья Симонов. — Недавно мы получили несколько запросов на создание подобных решений для удаленного консультирования от индустриальных компаний.
Виртуальную реальность можно моделировать так, как того требуют задачи: к примеру, построить точную копию цеха завода и тут же, в виртуальных стенах, обсудить все нюансы. Правда, VR-оборудование при этом должно быть у всех участников процесса.
Разработчики VR- и AR-технологий работали по медицинскому направлению еще до пандемии, но сейчас, по словам президента Ассоциации дополненной и виртуальной реальности, проекты стали интереснее.
— Стэндфордский университет делал проект обучения медицинских специалистов, и сейчас его используют более 50 мировых клиник для того, чтобы натренировать, напомнить врачам какие-то действия, — рассказывает Екатерина Филатова. — Например, это нужно медикам, которые ушли на пенсию либо сменили профессию, но в связи с пандемией готовы помогать.
Виртуальный симулятор представляет собой отрисованный кабинет с пациентом, которого нужно осмотреть и сделать выводы. Сценариев много, они могут даже не повторяться.
— Понятно, что с нуля научить оперировать нельзя, но напомнить протоколы лечения, какие-то нюансы за счет такой отработки вполне можно. Человек вспоминает не просто какую-то теоретическую часть, но по факту ее прорабатывает, — говорит эксперт. — Это направление и так было, но показало свою своевременную необходимость.
Екатерина рассказывает и о другом, российском, проекте консультации с врачом, который находится в «грязной зоне» с опасным пациентом. Врач надевает очки дополненной реальности, его руки свободны, а управление производится голосом.
— При этом снимается всё вокруг врача и плюс на небольшом экране сбоку врач может видеть изображение. И получается, что другой специалист, который находится в «чистой зоне», в кабинете, в другой больнице и даже в другой стране, может консультировать здесь и сейчас, — говорит эксперт. — Специалист в «грязной зоне» рассказывает о том, что у него происходит, и тут же получает рекомендации о том, что нужно делать.
Кстати, как ранее писали «Известия», Центр национальной технологической инициативы на базе Дальневосточного федерального университета занимается разработкой решений для реабилитации больных с проблемами опорно-двигательного аппарата — например, восстановлением после инсульта с помощью костюма тактильной обратной связи. Теперь же специалисты получили разрешение на клинические исследования.
В дополненной и виртуальной реальности можно заказать мебель, примерить обувь, маски в Instagram, побродить в парке и музее, смотреть концерты и прыгнуть со статуи Свободы. Впрочем, в период самоизоляции, отмечают эксперты, «выстрелили» игры. Как пишет «Российская газета» со ссылкой на в исследование ценового агрегатора «Яндекс.Маркет», всплеск небывалого интереса к компьютерным играм и всему, что с ними связано, пришелся на начало апреля. При этом количество переходов на предложения по VR-очкам, которые до этого не пользовались спросом, выросло почти на 220%.
Геймерам были интересны и дорогие технологичные модели за 60 тыс. рублей, и бюджетные варианты за 600 рублей в виде пластикового бокса, куда вставляется смартфон. Бум, вероятно, спровоцировал и выход новых игр — в конце марта появилась Half-Life: Alyx специально для шлемов виртуальной реальности. Вряд ли разработчики предвидели карантин, но время выхода игры оказалось очень удачным.
— Инвестировать в игровую индустрию достаточно выгодно, несмотря на то что она венчурная. В кризис расходы на развлечения растут, а игры — самый доступный способ отключиться от проблем в реальном мире. Уверен, что на рынке игр в этом году мы увидим рост инвестиций и числа сделок, — отмечает в интервью «Деловому Петербургу» сооснователь киберспортивной платформы COLIZEUM Алексей Локонцев.
Впрочем, на рынке гейм-девелопмента понимают и краткосрочность тренда: как только у пользователей снизятся доходы, индустрия тоже будет вынуждена сжиматься. Что же будет с технологиями дополненной и виртуальной реальности дальше?
— В разных направлениях всё по-разному. Появились новые запросы бизнеса, новые запросы потребителя. Конечно, это всё потихонечку меняет направление. Там, где всё было медленно и скучно, вдруг стало очень интересно — как с мероприятиями в VR. Еще два месяца назад они никому особо не были нужны, а теперь это может быть мейнстримом, — говорит Екатерина Филатова. — Те, кто разрабатывал хороший контент для презентационных стендов, теперь погибают: нет заказов и клиенты отказываются от уже запланированных ранее. Как во время любой критичной ситуации кто-то погибает, а кто-то будет выплывать за счет каких-то решений. Может быть фокус проектов немножко поменяется: будет больше кейсов на удаленное общение и телеприсутствие, на конференции в виртуальном пространстве.
Елена Мотренко