О том, что сервис микроблогов Twitter привлекает $400 млн инвестиций от фондов, сообщило издание The New York Times. Этот раунд инвестиций, который пройдет в два этапа, будет финансироваться, главным образом, российским DST Global II. Предыдущие инвесторы, включая Kleiner Perkins Caufield & Byers, также будут участвовать в финансировании. По итогам сделки компания была оценена в $8 млрд, то есть инвесторы получат примерно 5% Twitter. Представитель DST Global II Леонид Соловьев отказался комментировать информацию о сделке.
Сервис Twitter, основанный в 2006 году, насчитывает более 200 млн пользователей. По оценке Hudson Square Research, выручка компании от интернет-рекламы составила в прошлом году около $200 млн, при этом сервис близок к прибыльности. То есть компанию оценили приблизительно в 40 годовых выручек.
Юрий Мильнер и Алишер Усманов уже два года интересуются покупкой доли в Twitter. Сервис, который в 2009 году оценивался не более чем в $1 млрд, в 2010 году уже стоил $3,7 млрд. Вел переговоры и DST Global, но в итоге Twitter сделал выбор в пользу фондов Kleiner Perkins Caufield & Byers, Spark Capital, Benchmark Capital и Union Square Ventures, от которых привлек $200 млн. Уже в начале июля этого года источники, близкие к Twitter, оценивали сервис не менее чем в $7 млрд, утверждая, что компания планирует привлечь несколько сотен миллионов долларов.
Несмотря на то что фонд предпочитает входить в проекты на их поздней стадии развития, инвестиции господ Мильнера и Усманова в крупные интернет-проекты выросли многократно. В частности, 7,4% DST (впоследствии разделенного на Mail.ru Group и DST Global) в скидочном сервисе Groupon, который намерен провести IPO уже в ближайшее время при оценке компании до $25 млрд (35 годовых выручек), подорожали в 12 раз — до $1,85 млрд. Планирует выход на биржу и производитель онлайн-игр Zynga, в котором у Mail.ru Group и DST Global 5,6% акций. При предварительной оценке всей компании в $15-20 млрд (33 годовых выручки), доля российских инвесторов может стоить до $1,1 млрд, притом что в апреле прошлого года компания оценивалась не более чем в $4 млрд. За полтора года DST скупил почти 10% крупнейшей в мире социальной сети Facebook, потратив порядка $900 млн. Сейчас компания оценивается минимум в $70 млрд (35 выручек), таким образом, доля DST может стоить около $7 млрд.
Начальник отдела анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка Андрей Богданов считает, что "в каких-то аспектах рынок интернет-компаний вернулся к началу 2000-х годов", когда случился кризис доткомов. По его мнению, сейчас, как и тогда, оцениваются не финансовые показатели, а перспективы компании на основе ее рыночной доли, хотя четкого понимания будущих доходов при этом нет. "Это не означает, что оценки неправильные, так как лидеры рынка все же должны получить большую долю доходов. Но, очевидно, это коснется не всех",— считает господин Богданов. По его словам, мультипликатор 40 выручек при оценке компании в $8 млрд "является небезопасным".
Аналитик "Тройки Диалог" Анна Лепетухина объясняет такие высокие мультипликаторы быстрым ростом интернет-компаний, которые растут на 200-300% в год. "Вопрос лишь в том, как долго они смогут поддерживать такие темпы. У того же Twitter нет четкой бизнес-модели, поэтому его оценивают на ожиданиях, что компания сможет зарабатывать. Конечно, есть и спекулятивная составляющая: если надежды не оправдаются, компании ожидает падение капитализации, а инвесторы потеряют деньги",— предупреждает госпожа Лепетухина.
Александр Малахов