Группа «М.Видео-Эльдорадо» начала пилотный проект по объединению сетевых магазинов под совместным брендом – «Эльдорадо+М.Видео». Тестирование нового формата уже проходит в Рязани и Тольятти. Эту новость подтвердил изданию «Коммерсант» источник в компании. Слияние брендов будет сопровождаться разработкой и запуском единой программы лояльности и использованием общего склада стокового оборудования.
Топ-менеджмент «М.Видео-Эльдорадо» прокомментировал, что бренды, входящие в группу, уже давно взаимодействуют по нескольких основным бизнес-процессам, например, ИТ-решения, логистика, маркетинг. Для компании это действенный способ повысить экономическую эффективность и оптимизировать инвестиции. В группе уверены, что новая инициатива позволит привлечь в торговую сеть больше покупателей и прогнозируют увеличение посещаемости на 10–15%. Впрочем, тиражированием нового формата магазинов в компании займутся только по завершению пилотного периода и анализа его результатов.
Приобретение за 45,5 млрд рублей активов «Эльдорадо» группой «М.Видео», подконтрольной бизнесмену Михаилу Гуцериеву, произошло в марте 2018 года и стало значимым событием. Впрочем, оно могло случиться и несколькими годами ранее, варианты сделки обсуждалась с 2011 года – писал ICT-Online. Чуть позже, но в том же 2018 году, «М.Видео» присоединила к себе и российские активы MediaMarkt. «Коммерсант» приводит данные «СПАРК-Интерфакс», согласно которым крупнейшим акционером ПАО «М.Видео» является кипрская Ericaria Holdings Limited, выручка группы за первое полугодие 2022 составила 218,8 млрд руб., чистый убыток – 3,7 млрд руб.
С 2018 года группа продолжала развивать оба бренда, поскольку оба они были широко популярны среди потребителей. Магазины «Эльдорадо» ассоциировались с электронным ритейлером бюджетного сегмента, а «М.Видео» – с более «статусным» гипермаркетом. Сегодня различия между ними нивелировались: онлайн-каналы сбыта позволяют обеим сетям расширить витрину и уже не акцентироваться на отдельных покупательских категориях. Это стало еще более заметным после ухода с российского рынка некоторых зарубежных производителей техники.
Таким образом, объединение брендов выглядит логичным. Интересно и желание владельцев, несмотря на слияние, сохранить в новом названии оба бренда, которые по-прежнему на слуху. Примерно в таком ключе происходило, например, объединение «Дом.ru» и петербургского провайдера InterZet в 2014 году: после этого в регионе компания еще долгое время позиционировала себя как «Дом.ru InterZet».
На момент слияния (2018 год) «М.Видео» владел 424 магазинами в 169 городах России, «Эльдорадо» – 400 магазинами в 200 городах. Сегодня их число увеличилось до 601 и 647 соответственно, а совокупное число городов присутствия – до 369. Объединение брендов, вероятно, позволит компании избавиться от части неэффективных торговых объектов. Правда, в «М.Видео-Эльдорадо» пока не говорят о сокращении торговых точек.
Тренд на оптимизацию операционной деятельности так или иначе затронул все крупные ритейлеры электроники. На данный момент, в частности, многие сокращают физическую розницу – отмечают эксперты, упоминая среди наиболее известных примеров – DNS. Компания «Ситилинк», которая еще в 2018 году делала ставку на развитие торговой сети, так же меняет приоритет в сторону онлайна.
Операторы мобильной связи, в свою очередь, начали активно сокращать розничную сеть в 2020 году. Компании смотрят на новые форматы розницы – например, кобрендинг и гибридный формат с заказом товара онлайн и выдачей в офисе.
«Приучение пользователей к онлайн-покупкам произошло на удивление быстро, инерция оказалась минимальной. Еще пару лет назад многие жаловались на невозможность «пощупать» выбранный товар на полке, а сегодня те же люди становятся активными посетителями онлайн-магазинов и маркетплейсов. Это объясняется огромными вложениями торговых онлайн-площадок в маркетинг и логистику, – замечает аналитик ICT-Online.ru Андрей Блинов. – Что касается бренда «Эльдорадо+М.Видео», мне кажется, это название выглядит тяжеловесным и неуклюжим с позиции клиента. Скорее всего, рано или поздно один из брендов все-таки «съест» второй».