Об этом рассказал вчера начальник управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг в ходе выступления на форуме "Телеком 2014", организованном газетой "Ведомости".
По его словам, федеральная служба возлагала большие надежды на реализацию института. "К огромному нашему сожалению, MNP дает сбой именно в тех секторах, на которые возлагалась достаточно большая надежда - это сектор госзаказа. Переход компаний, и в первую очередь органов власти, от одного оператора к другому должен дать экономию для федерального бюджета", - пояснил Рутенберг. Обратил внимание он и на то, что почти половина заявок абонентов фактически не удовлетворена.
По данным оператора базы данных перенесенных номеров (БДПН), ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт связи" (ЦНИИС), на 23 апреля абоненты подали 314737 заявок, из них уже перенесено 165225. Согласно информации пресс-службы ЦНИИС, в число неперенесенных номеров входят как абоненты, получившие отказ, так и те, чьи номера будут перенесены согласно срокам. Среди причин отказа – задолженность на счете, неправильно заполненное заявление, отсутствие прав на перенос номера перед оператором-донором.
"Перенос номера может быть осуществлен как через восемь дней - но не ранее, так и через полгода - но не позднее – так называемый отложенный перенос, – напомнил в разговоре с ComNews представитель пресс-службы. – Желаемую дату в этом интервале выбирает абонент. Поэтому вполне возможна ситуация, когда накопится большое количество заявок и номера начнут переноситься только через полгода".
Руководитель Федерального агентства связи (Россвязи) Олег Духовницкий считает, что отрасль смогла осуществить программу в рекордно короткие сроки. "В Евросоюзе MNP старт получила в 1998 г., а полностью заработала в 2006 г. То есть на весь процесс потребовалось восемь лет, – заметил чиновник. – У нас в той или иной мере услуга MNP заработала за полгода". Система действует и в целом соответствует стандартам, которые были в нее заложены, полагает глава Россвязи.
На взгляд исполнительного вице-президента по поддержке бизнеса ОАО "ВымпелКом" Павла Бородина, если бы услуга запускалась позже, она стала бы эффективнее. "Вместе с тем процесс этот для нас новый, мы набиваем шишки и идем вперед", - пояснил Бородин. По его словам, "ВымпелКом" абсолютно удовлетворен тем, как развивается MNP в России и какой результат показывает компания в первые месяцы. "У нас достаточно серьезный положительный баланс, мы чувствуем себя в этой конкурентной среде достаточно уверенно", - подчеркнул Бородин.
С момента запуска услугой MNP, как и прогнозировали операторы, воспользовалось небольшое количество абонентов, говорит первый заместитель генерального директора "Tele2 Россия" Александр Провоторов. Он полагает, что в ближайшие месяцы работа услуги нормализуется, но даже после ее активного внедрения ландшафт рынка не поменяется, так как большого спроса у абонентов нет. При этом заместитель генерального директора "Tele2 Россия" Джери Калмис считает, что в будущем спрос на услугу будет только расти. "Мы ожидали, что спрос будет выше, чем есть на настоящий момент. Но в дальнейшем спрос будет огромный", - резюмировал Калмис.
В свою очередь, директор по правовым вопросам и связям с законодательной и исполнительной властью ОАО "МегаФон" Анна Серебряникова не рассчитывает, что MNP будет сильно востребованным сервисом.
"Как показывает международный опыт, влияние MNP на рынок различается от страны к стране, - подчеркивает исследовательская компания J’son & Partners Consulting (J&P). – В некоторых странах, таких, например, как Турция, внедрение этой услуги послужило толчком к "ценовым войнам" операторов и перераспределению их рыночных долей. В ряде стран увеличился отток абонентов, снизились тарифы, но в большинстве других влияние на рынок было ограниченным".
В других странах, таких, например, как Индия и Бразилия, введение MNP несущественно повлияло на доли основных игроков, напоминают аналитики J&P. В обоих случаях возможность переноса номера ограничивалась территориально, внутри одного округа. По оценке J&P, в среднесрочной перспективе MNP не будет являться определяющим фактором влияния на рынок. Однако не исключено усиление конкуренции благодаря выходу на рынок федерального игрока-дискаунтера.
Услуга MNP заработала в России 1 декабря 2013 г., переходный период длился до 7 апреля 2014 г. После этой даты перенос должен занимать восемь дней для физических и 29 дней для юридических лиц, при этом с 1 марта просрочивший перенос оператор-донор должен обслуживать абонента бесплатно до его фактического перехода к другой сотовой компании.
Даниил Сидоров, Дарья Лютцау