Столичное правительство продолжит открывать доступ к городским данным заинтересованным коммерческим компаниям, объявил вчера заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. В частности, правительство Москвы готово передавать данные о геопозиции средств наземного транспорта с передатчиков ГЛОНАСС, установленных на городском подвижном составе. По словам чиновника, в мэрию с предложением о подобном сотрудничестве недавно обратилась Google, которая "хочет получать эти данные для своих открытых сервисов". "Мы готовы предоставлять всем эти данные: чем больше будет приложений, тем пользователю будет удобнее",— сказал господин Ликсутов. В российском представительстве Google комментировать обращение в московскую мэрию отказались, а в департаменте информационных технологий Москвы на запрос "Ъ" не ответили.
Как сообщал "Ъ" 23 сентября, московская мэрия уже заключила такое соглашение с "Яндексом". Столичное правительство откроет интернет-компании городские данные о дорожных работах и общественном транспорте, а ее сервисы будут интегрированы с московским порталом госуслуг и системой платежей. Максим Ликсутов вчера пояснил "Прайму", что мэрия будет передавать ГЛОНАСС-треки с наземного транспорта, которые "Яндекс " сможет обработать и вставить в приложение, доступное пользователям, которое покажет, где находится и когда придет автобус. "Реализуется это на базе нашего внутреннего программного обеспечения, которое позволяет организовать диспетчеризацию наземного транспорта",— сообщил он.
Передача разработки фронт-энда (той части программы, что видит пользователь.— "Ъ") интеллектуально-транспортной системы частным компаниям позволит создать качественные продукты, приветствует решение мэрии гендиректор Omnicomm (разрабатывает и продает системы мониторинга транспорта) Станислав Емельянов. Разработанные "Яндексом" и Google приложения будут "на голову выше" любой собственной внутригородской разработки, убежден он. Это будет стимулировать людей к использованию общественного транспорта и способствовать улучшению транспортной ситуации, что позитивно для правительства Москвы, согласен директор департамента глобальных решений и услуг Orange Business Services Йохан Балийон. На вопрос можно взглянуть и с точки зрения общественной безопасности, продолжает глава совета директоров группы Optima Андрей Шандалов: ряд IT-компаний имеют решения, позволяющие анализировать плотность не только автомобильного трафика, но и концентрацию и поведение людского потока. "Они могут помочь, например, выработать алгоритмы реагирования в случае природных катаклизмов, техногенных катастроф или беспорядков",— говорит он.
Впрочем, в нынешних условиях американскую корпорацию Google могут еще и не допустить к этим данным, рассуждают опрошенные "Ъ" эксперты. Недавно даже проверенные российские компании именно под предлогом повышения безопасности были "отодвинуты" от программы контроля проезда грузовиков массой более 12 тонн по федеральным трассам, напоминает Станислав Емельянов. "Велика вероятность, что многие ведомства, депутаты и даже общественные деятели выступят резко против предоставления Google доступа к информации о движении московского транспорта. Могут, например, вспомнить разоблачения Сноудена или тот факт, что до сих пор не ясна официальная позиция американской компании по вопросу хранения персональных данных россиян на территории РФ",— указывает он.
Роман Рожков