После истории с компанией Enron и принятия закона Сарбейнса-Оксли (SOX act 2002) в США (а также ряда аналогичных актов в других странах и в международном сообществе) системы внутреннего контроля приобрели особое значение для многих компаний, в том числе тех российских корпораций, которые быстро развиваются, выходят на международные рынки, активно работают с зарубежными инвесторами. По мнению Президента IBS Алексея Ананьина, «чтобы инвесторы поверили российскому бизнесу, чтобы конкретная российская корпорация могла реализовать свою программу по развитию и модернизации производства, нужно сделать этот бизнес эффективным, хорошо и понятно управляемым, открытым. Результаты компании должны быть понятны и стратегическим инвесторам, и биржевым спекулянтам. Этим результатом должны доверять, чтобы не было даже намека на повторение истории с Enron».
В 2006 году руководство одного из ведущих мировых сталелитейных предприятий – ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» – инициировало проект «Создание системы внутреннего контроля за подготовкой финансовой отчетности ОАО «ММК» с использованием решения Oracle Internal Controls Manager как средства ИТ-обеспечения». Проект начался в августе того же года, в нем участвовали специалисты ММК, Консалтинговой группы «Борлас» (ныне проекты по внедрению продуктов Oracle ведут специалисты IBS Borlas) и компании KPMG, которая являлась методологическим лидером проекта. Консультанты «Борлас» разработали и внедрили Систему внутреннего контроля на основе модуля Oracle Internal Controls Manager (Oracle ICM), то есть осуществили ИТ-часть проекта.
При этом бизнес-консультанты «Борлас» приняли активное участие в методологической постановке процессов внутреннего контроля ММК совместно с консультантами KPMG, в частности, достаточно большой объем работ пришелся на определение путей применения методологии COSO Enterprise Risk Management Framework к функционалу модуля Oracle ICM (международная организация COSO разработала данную методологию для обеспечения соблюдения требований главы 404 закона Сарбейнса-Оксли). Сочетание в одной команде бизнес-консультантов и опытных ИТ-специалистов позволило реализовать проект в запланированные сроки и с высоким качеством.
Как сообщил Директор по информационным технологиям ОАО «ММК» Дмитрий Каплан, в результате проекта по созданию Системы внутреннего контроля за подготовкой финансовой отчетности (СВКФО) на комбинате:
организован автоматизированный документооборот в рамках СВКФО,
обеспечено хранение информации и необходимая степень ее защиты,
обеспечена интеграция процессов СВКФО с процессами корпоративной информационной системы ММК, действующей на основе приложений Oracle E-Business Suite;
создано единое информационное поле для работы всех заинтересованных лиц (владельцы бизнес-процессов, внутренние и внешние аудиторы, топ-менеджмент), с разделением полномочий в рамках СВКФО.
Вице-президент Управляющей компании ММК по финансам и экономике Владимир Шмаков заявил, что благодаря реализации проекта деятельность компании полностью соответствует требованиям главы 404 закона Сарбейнса-Оксли. Ведется работа по выявлению рисков, связанных с составлением финансовой отчетности; исполняются соответствующие контрольные процедуры и оценивается их эффективность; устраняются выявленные недостатки, проводятся повторные проверки, а их результаты документируются. В перспективе созданная система охватит все дочерние общества группы предприятий ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», признанные существенными.
Информация о компаниях:
ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» входит в число двадцати крупнейших сталелитейных компаний мира, в настоящее время на комбинате работает 30,5 тысяч человек. Это самый крупный в России металлургический комплекс с полным производственным циклом. ОАО «ММК» производит самый широкий ассортимент металлопродукции среди предприятий Российской Федерации и стран СНГ. ММК экспортирует около 50% своей продукции в страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки, Восточной Европы, а также Беларусь, Украину, Казахстан и другие государства СНГ.
На комбинате действует более 100 цехов, связанных технологически и имеющих географическую разобщенность. Цеха представляют собой крупные подразделения, которые самостоятельно ведут сложную производственную и хозяйственную деятельность.
IBS Borlas входит в состав IBS и специализируется на создании управленческих систем на основе комплекса бизнес-приложений Oracle E-Business Suite и других продуктов корпорации Oracle. Будучи Мастер-партнером Oracle, IBS Borlas располагает сильнейшей на российском рынке командой по Oracle E-Business Suite – свыше 500 консультантов и специалистов с опытом участия в более чем 50 проектах. IBS Borlas является единственным среди партнеров Oracle Центром технической поддержки первой линии как по базовым продуктам, так и по бизнес-приложениям Oracle, а также Центром компетенции по четырем ключевым технологическим направлениям Oracle.