Минкомсвязи совместно с отечественными IT-интеграторами обсуждают возможность ввоза IT-продукции в Россию напрямую. Об этом рассказал вчера в ходе встречи с журналистами министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев. Он пояснил, что в настоящее время оборудование и ПО поставляются в Россию фирмами-посредниками. «С посредниками работают такие гиганты, как Apple и Microsoft », — отметил министр.
Он также оговорился, что пока не ясно, какой характер будет носить законодательная инициатива — запретительный или стимулирующий. «Возможно, мы будем предоставлять какие-то льготы при заключении госконтрактов тем, кто ввозит свою продукцию напрямую», — пояснил министр. По его словам, при комитете Госдумы по культуре и СМИ (его возглавляет Станислав Говорухин) будет создан подкомитет, который займется разработкой соответствующего законодательного проекта.
Собеседник РБК daily в Минкомсвязи добавляет, что на подобную схему работы уже согласились Microsoft, Oracle, IBM и Intel: «Основная идея в том, чтобы исключить лишние звенья при госзакупках. Договор госкомпании должен заключаться напрямую с вендором на поставку, а также напрямую с российской компанией-интегратором на настройку оборудования и ПО». По мнению источника, подобная схема поможет существенно снизить затраты на ИКТ — сейчас, по данным Минкомсвязи, общий бюджет этого года всех госструктур составил 83,2 млрд руб.
Заместитель министра связи Илья Массух утверждает, что подобные меры помогут не столько снизить затраты на ИКТ, сколько увеличить качество и эффективность выполнения поставленных перед интеграторами задач. «При новой схеме может существенно снизиться стоимость оборудования, но увеличатся строчки расходов на разработку ПО, интеграционные решения, настройку и поддержку», — считает г-н Массух. «Сейчас большинство компаний-интеграторов, которые предоставляют оборудование министерствам и ведомствам, пользуются услугами посредников, а те закупают оборудование у поставщика и распространяют его на российском рынке. Это касается и производителей программного обеспечения. Именно поэтому стоимость госзакупок несколько выше, чем могла бы быть», — жалуется один из интеграторов, которому приходится закупать ПО не напрямую у Microsoft, а у ресейлера.
«Нам было бы намного выгоднее и интереснее, если бы вендоры напрямую работали с рынком, — рассказали в компании nVision Group. — В этом случае мы бы заключали договоры на поставку IT-оборудования и ПО напрямую с производителями, что в конечном итоге, возможно, привело бы к сокращению временных и финансовых издержек».
Президент отраслевой ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров считает, что данный вопрос уже давно обсуждается в свете вступления России в ВТО. «Крупные вендоры и их российские партнеры уже подробно обсудили возможность работы с российским рынком напрямую. Честно сказать, больших ожиданий по этому вопросу нет, — отмечает эксперт. — Создание собственной сети дистрибуции потребует от вендоров серьезных инвестиций при том, что это перенесет страновые риски с российских партнеров на плечи вендоров».
«Большинство крупных производителей сотовых телефонов уже достаточно давно сами ввозят в страну свою продукцию, то же касается и некоторых производителей ноутбуков. Apple в данном случае исключение. Не думаю, что здесь нужно какое-то вмешательство государства, все происходит органично по мере того, как выручка компании от российского рынка растет. У Apple это пока доли процента от глобального оборота», — говорит президент «Евросети» Александр Малис. По его оценке, участие в процессе ввоза товаров фирм-посредников увеличивает стоимость продукции на 5—10%.
Компания Apple, которую упоминал министр в своем выступлении, говоря о прямой работе вендоров с российским рынком, от комментариев отказалась. Однако источник РБК daily в компании пояснил, что Apple вполне комфортно себя чувствует, работая через ресейлеров, и предпринимать какие-либо шаги для усиления своего присутствия не собирается. В компании Microsoft не смогли предоставить оперативный комментарий.
Виталий Петлевой, Елизавета Серьгина, Анастасия Фомичева