Как сообщает издание, внедрение проектов, где упоминается ИИ, затронуло в 2020 году только шесть регионов, тогда как годом спустя их количество возросло уже до девяти. По итогам 2021 года рост числа внедрений в регионах составил уже 277% по сравнению с показателем прошлого года, при этом затраты на реализацию выросли на 46%.
В целом, за 2021 год было заключено 34 госконтракта, в которых упоминалось об использовании ИИ, а их общая сумма составила более 636,8 млн руб.
Как и следовало ожидать, внедрение госконтрактов, использующих ИИ, приходится в основном на Москву и Подмосковье - их общее количество составило 23 тендера. Кроме столичного региона, интерес к внедрению ИИ в госконтрактах проявили Башкирия, Чувашия, Нижегородская, Самарская и Ярославская области, Красноярский и Пермский края.
Примером может служить Чувашский государственный педагогический университет имени Яковлева. Там был внедрен госконтракт на создание автоматизированных рабочих мест для лаборатории «Разработка систем на основе искусственного интеллекта» (сумма контракта - 3,4 млн руб.). Другой пример - Красноярский институт развития физкультуры и спорта. Это учебное заведение сделало заказ на разработку двух методических материалов по управлению тренировочным процессом с использованием прогностических моделей на основе ИИ (общая сумма контракта - 341,9 тыс. руб.).
Поскольку в рамках нацпроекта «Цифровая экономика» имеется отдельное направление – проект создания Цифрового государственного управления, то возможность использования ИИ для этих прикладных задач становится одной из ключевых. Об этом заявил Владимир Лишенков, гендиректор «РТС-Тендер». Он отметил, что государство становится одним из основных потребителей IT с применением ИИ.
Лишенков отметил, что существует высокая потребность в использовании ИИ для образования, медицины, социальной и других областей.
В то же время, как отмечает издание "Ъ", ссылаясь на аппарат вице-премьера Дмитрия Чернышенко, высокую активность во внедрении ИИ и новых IT-технологий проявляют администрации только 10 регионов. К числу «лидеров» относятся 12% субъектов РФ. Половина регионов - около 50 субъектов или 59% - интересуются внедрением ИИ, но их активности пока недостаточно для внедрений. Они ведут себя вяло и не торопятся выбирать госконтракты с ИИ. Эту группу называют «середняками». В остальных субъектах, доля которых составляет 29%, внедрение ИИ находится в зачаточном состоянии; новые технологии практически не встречаются там в госконтрактах.
Эксперты и заказчики отмечают, что уже выявлен ряд важных причин, которые мешают процессу широкого проникновения ИИ в систему регионального госуправления. Главными причинами называют: нехватку квалифицированных кадров для работы с такими системами, недостаточный объем финансовых средств на их разработку, необходимость адаптировать существующие решения под особенности региона с учетом особенностей применения ИИ.
Например, Ислам Ашхотов, министр цифрового развития Кабардино-Балкарии, обратил внимание, что при составлении технического задания на получение нужного продукта «очень трудно прописать» особенности реализации и использования технологий ИИ. Это порождает неопределенность при госзакупках, что может привести к неудовлетворительным результатам после внедрения.
Илья Калагин, руководитель по внедрению ПО и ИИ компании «Инфосистемы Джет», называет еще одну важную проблему, с которой приходится сталкиваться в подобных проектах. Это - «завышенные ожидания от внедрения технологий ИИ». По сути, отмечает издание, рынок систем с использованием ИИ еще не сформирован.
В существующих условиях разные заказчики вкладывают подчас разный смысл в те решения, которые они планируют получить после внедрения. Их ожидания могут даже не иметь прямого отношения к тому эффекту, который они ожидают. Внедрение дает иногда совершенно иной результат. Поэтому упоминание ИИ в госконтрактах для регионов часто связывают прежде всего как возможность использовать PR для выбора этих решений, не ожидая от внедрения ИИ конкретных практических результатов.