Решение столичных властей о взимании платы за проезд по МКАД и Третьему транспортному кольцу среди прочего создаст проблемы для интернет-магазинов и курьерских служб. Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов заявил «Известиям», что больше всего пострадают интернет-магазины, которые доставляют свои товары в день заказа или на следующий день. При этом часть магазинов, которая предлагает услугу бесплатной доставки, может отказаться от этой услуги.
В пятницу стало известно, что в столичные власти обсуждают возможность введения платы за проезд любых автомобилей по МКАД и ТТК. Как сообщал «Известиям» источник, близкий к мэрии, минимальная плата за 1 поездку может составить 200 рублей, неограниченное количество поездок в течение одного дня может обойтись от 400 до 600 рублей, а льгот не будет. Глава департамента транспорта и заммэра Москвы Максим Ликсутов публично обещал, что власти не будут принимать решения о платном въезде в Москву без общественного обсуждения.
— Эта инициатива болезненна для всей отрасли, так как большая часть интернет-магазинов имеет офисы и складские помещения за МКАД (им приходится чаще пересекать кольцевую), — говорит Иванов.
По его словам, у интернет-магазинов есть несколько вариантов минимизировать свои расходы на логистику: увеличить минимальную сумму чека покупки для бесплатной доставки (сегодня в среднем это сумма составляет 3 тыс. рублей), отменить услугу бесплатной доставки, повысить тарифы на доставку по Москве и области. Что касается служб доставки, то, по мнению президента НАДТ, плата за столичные магистрали может привести к тому, что сроки доставки увеличатся и тарифы возрастут, даже для EMS — службы быстрой доставки «Почты России».
Насколько могут возрасти тарифы, Иванов пока не готов прогнозировать. Сами же службы доставки говорят, что пока смогут изыскать внутренние ресурсы для компенсации логистических издержек.
— Если гипотетически представить, что подобные меры будут приняты, я не вижу существенного повода для беспокойства. Сроки доставки в любом случае останутся прежними. Относительно тарифов могу привести в пример ситуацию 2012 года, когда парковки в центре Москвы стали платными. Тогда это никак не отразилось на цене наших услуг для потребителей. Были найдены внутренние ресурсы для того, чтобы не перекладывать эти траты на плечи клиентов. Для того чтобы сейчас принять и озвучить какие-либо решения, недостаточно информации, — говорит коммерческий директор Pony Express Инна Романьоли.
В DHL полагаются на свой мировой опыт в подобных ситуациях и уверяют, что не переложат на потребителей свои издержки.
— Служба DHL Express работает во всех странах мира и занимается доставкой в крупнейших мегаполисах, где существуют платные автодороги. Наш опыт успешной работы в таких городах позволяет говорить о том, что если решение о введении платного въезда на некоторые магистрали в Москве будет принято, это не отразится на качестве сервиса и уровне удовлетворенности наших клиентов, — сообщили в пресс-службе компании.
Исполнительный директор интернет-гипермаркета «Утконос» Дмитрий Лебедев считает, что предложение столичных властей по введению платы за проезд по МКАД и ТТК не только вредно и затратно для бизнеса, но и не эффективно в части уменьшения пробок.
— Транспортный поток просто сдвинется на другие магистрали. Чтобы не платить, люди пойдут в объезд через область. Если же таким способом удастся избавиться от пробок на МКАД, то мы будем доставлять заказы быстрее, работать будем лучше, но дороже, — говорит Лебедев. По его словам, все транспортные издержки отразятся прежде всего на потребителях. Ежедневно машины «Утконоса» покрывают 300 маршрутов по Москве и области. Даже по минимальным подсчетам транспортные затраты компании увеличатся на 60 тыс. рублей в день и почти на 2 млн рублей в месяц.
Что касается «Почты России» и ее службы доставки EMS, то здесь есть шанс избежать роста цен на услуги. Как сообщил «Известиям» источник в компании, «Почта России» при введении платы за проезд по МКАД и ТТК будет претендовать на льготы, как социально значимое предприятие, чьими услугами пользуется большая часть населения.
Анна Лялякина