Как рассказали "Ъ" в "М.Видео", "Белый ветер — Цифровой" и партнеры Apple в России сети re:Store и Z-Store, первая партия завезенных в их магазины iPad практически распродана (продажи стартовали 9 ноября). В наличии в нескольких магазинах в Москве остались единицы планшетов с функцией Wi-Fi (у iPad есть и более дорогая модель с поддержкой как стандарта Wi-Fi, так и 3G), утверждают в call-центрах "Белого ветра" и re:Store. Представители магазинов подчеркивают, что не располагают информацией о сроках новых поставок. В "М.Видео" планшетов с 3G также нет ни в одном магазине сети, в продаже в 8-10 магазинах по Москве (всего у ритейлера в столице 46 точек) остался только iPad c функцией Wi-Fi и объемом памяти 32 Гб и 64 Гб (планшетов с минимальным объемом памяти 16 Гб в "М.Видео" больше нет).
"Стартовая отгрузка для России составляла примерно 12 тыс. планшетов",— рассказал "Ъ" один из ритейлеров. Ритейлеры подстраховались, чтобы избежать ситуации с продажей первых официальных партий iPhone в России, когда "большая тройка" не смогла выполнить взятых на себя обязательств перед Apple, утверждает менеджер крупной розничной сети. "Мы распродали первую партию за полторы недели, причем модели с 3G ушли уже в первые четыре дня",— говорит "Ъ" менеджер по связям с общественностью "М.Видео" Антон Пантелеев. Пресс-секретарь "Белого ветра" Людмила Семушкина рассказала, что на складах компании осталось несколько планшетов также только с функцией Wi-Fi.
Ритейлеры рассчитывают, что следующая партия появится в России уже через 7-10 дней, в канун новогодних продаж, на которые ежегодно приходится до 30% их годового оборота. "Мы ожидаем небольшую партию iPad в течение ближайшей недели, а во второй половине декабря — основную",— отметила госпожа Семушкина. В "М.Видео", по словам Антона Пантелеева, заказ делали с учетом успешных продаж первой партии. Глава ECS Group (дистрибутор Apple) Евгений Бутман сообщил, что iPad будут к Новому году. Президент "Евросети" (сейчас не входит в число продавцов iPad) Александр Малис сообщил "Ъ", что "изначально Apple завезла в Россию небольшую партию, которую распределили главным образом среди сетей гипермаркетов". "Мы были во второй очереди, поэтому не получили планшеты",— отметил господин Малис, добавив, что его компания продолжает переговоры с Apple.
Ажиотаж на планшеты перед Новым годом уже зафиксирован в США: по данным исследования, проведенного группой аналитиков во главе с аналитиком Deutsche Bank Крисом Уитмором, изучившей продажи в 100 собственных магазинах Apple и 50 реселлерах в США, в минувшую "черную пятницу" iPad продавались со средней скоростью 8,8 штуки в час. Для сравнения, компьютеры Mac распродавались всего по 8,2 штуки в час, хотя в 2008 году их продавали по 13. Согласно данным Apple, за два квартала 2010 года (с апреля по сентябрь) во всем мире было продано 7,46 млн планшетов iPad.
Сколько "праздничных" планшетов поступит в Россию для новогодних продаж, собеседники "Ъ" не уточняют, но, как утверждает источник "Ъ" на рынке бытовой техники и электроники, партия "будет однозначно больше первой партии из расчета удачного старта". По его информации, за новогодние бюджеты потребителей поборется и крупнейший оператор рынка бытовой техники и электроники "Эльдорадо", который "находится на финальной стадии переговоров с Apple". Гендиректор "Эльдорадо" Каха Кобахидзе подтвердил "Ъ" "крайне высокую степень вероятности продаж iPad до Нового года".
За продажи iPad в России продолжают бороться и сотовые операторы. Представители "Вымпелкома", "МегаФона" и МТС сообщили, что компании по-прежнему ведут переговоры с Apple, но от дальнейших комментариев отказались.
Ирина Парфентьева, Александр Малахов, Евгений Хвостик