"Все регионы пройдут тестирование в этом году", - заявил вчера заместитель руководителя Роскомнадзора Олег Иванов на федеральном форуме "Telecom QoS Russia 2015 – Качество телекоммуникационных услуг в России", организованном ComNews Conferences и АНО "Радиочастотный спектр" при поддержке Роскомнадзора.
"В этом году стоит задача максимально охватить центры субъектов РФ", - подчеркнул в свою очередь заместитель генерального директора подведомственного Роскомнадзору ФГУП "Радиочастотный центр Центрального федерального округа" (РЧЦ ЦФО) Дмитрий Митрофанов.
По его словам, следующими городами, в которых будет тестироваться качество связи, станут Великий Новгород, Челябинск, Красноярск, Уфа, Сочи, Благовещенск и Воронеж - по одному населенному пункту в каждом федеральном округе России. "У РЧЦ ЦФО есть один филиал, который охватывает территорию Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Этот филиал проведет исследование на территории обоих округов", - добавил Дмитрий Митрофанов.
Ранее Олег Иванов отмечал в интервью газете "Известия", что еще в одном федеральном округе, Крымском, пока нет необходимого для измерений оборудования, но оно появится в течение года.
4 декабря 2014 г. глава Минкомсвязи Николай Никифоров утвердил методику оценки качества услуг подвижной радиотелефонной связи. В декабре 2014 г. – январе 2015 г. Роскомнадзор, пользуясь этой методикой, проанализировал работу сотовых операторов в семи крупных городах: Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре, Хабаровске, Новосибирске и Казани. Согласно данным регулятора, в Москве доля неуспешных соединений с сервером у ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) находится на уровне 6,8, у ОАО "ВымпелКом" - 6,3, а у ОАО "МегаФон" - 4,9, при пороговом значении в 6.
При этом наибольшую скорость передачи данных в столице ведомство зафиксировало у МТС - 4866,2 кбит/с. На втором месте находится "МегаФон" (2449 кбит/с), на третьем - "ВымпелКом" (2378,7 кбит/с). В Северной столице самый высокий показатель неуспешных соединений у "ВымпелКома" - на уровне 7,5. У "МегаФона" - 6,7, у МТС - 6,5. Качество услуг голосовой связи в Москве и Петербурге у всех трех операторов находится в пределах нормы, на уровне 5, - как в плане установления соединения, так и в плане обрывов разговоров, утверждает Роскомнадзор.
Операторы связи ставили под вопрос результаты измерений и просили Роскомнадзор пояснить, каким образом были получены данные по измерениям. Однако ведомство пока не будет передавать сотовым компаниям log-файлы, в которых содержится вся информация по каждому из критериев с привязкой к точкам измерений, заявил вчера Олег Иванов. По его словам, необходимо довести до конца первые тесты, отработать методику и затем понять, передавать ли всем операторам все log-файлы сразу или каждому отдавать только его файл.
"Необходимо доработать сценарий исследования качества связи", - добавляет Дмитрий Митрофанов. Перед тем как передавать log-файл операторам, нужно оптимизировать его размер и структуру, считает он. "Сейчас log-файлы большие, объемные, - пояснил представитель РЧЦ ЦФО. - Будем обсуждать с операторами, нужен ли им весь log целиком или только какая-то его определенная часть".
МТС запросила log-файлы проведенных исследований, но не получила никаких данных, рассказал ComNews руководитель направления по взаимодействию со СМИ компании МТС Дмитрий Солодовников. "Тесты качества связи имеют ценность, когда они становятся прикладным инструментом, когда к технической документации тестирования имеют доступ специалисты операторов для использования ее в работе", - отмечает он.
"У МТС есть вопросы к процедуре измерений: в рамках исследования применялось не абонентское оборудование - телефоны, смартфоны или модемы, - а специальные платы", - говорит Дмитрий Солодовников. Кроме того, по его словам, соединения производились не с популярными интернет-серверами таких ресурсов, как YouTube, "ВКонтакте", Mail.ru, а с тестовыми серверами, что не отражает пользовательское поведение абонентов в Интернете.
Пресс-секретарь "ВымпелКома" (бренд "Билайн") Анна Айбашева также заметила, что компания просила предоставить log-файлы, но пока РЧЦ ЦФО их не прислал. Пресс-секретарь "МегаФона" Алия Бекетова воздержалась от комментариев, напомнив, что компания ведет постоянный мониторинг качества связи по трем направлениям: собственные мобильные измерительные комплексы, своя система оперативного мониторинга сетей и информация от абонентов. "По итогам анализа "МегаФон" проводит работы на сети и дает персональные рекомендации", - говорит Алия Бекетова.
Регулятор обещал участникам рынка предоставить log-файлы, но не раньше 1 марта и только на платной основе, рассказал ComNews представитель одного из операторов.
Вместе с тем автор и руководитель проекта 3GSpeed Борис Горлин вчера заметил, что, согласно ГОСТ Р 53632-2009 "Показатели качества услуг доступа в Интернет", для достоверного (с точностью до 95%) измерения скорости услуг мобильной связи четвертого поколения, например, в Петербурге требуется провести более 5 тыс. измерений. Это означает, что измеритель должен не просто снять показания в 5 тыс. случайных точек города, а именно столько раз проехать все его улицы и провести на них замеры. Роскомнадзор провел в Петербурге около 300 измерений, напомнил Борис Горлин.
Даниил Сидоров