В воскресенье, 9 августа, в Белоруссии состоялись президентские выборы. По официальным данным, победителем с результатом в 80% стал Александр Лукашенко, которым возглавляет страну с 1994 г. Оппозиция эти итоги не признала.
Выбору президента вызывали вопросы еще до их проведения. Основные противники Лукашенко было не допущены к выборам и либо оказались в тюрьме, либо покинули страну. Оппозиция делала ставку на Светлану Тихановскую – жены снятого с предвыборной гонки политика Сергея Тихановского (в настоящее время находится под стражей).
С вечера воскресенья в Минске и других городах Белоруссии начались несогласованные акции протеста, которые продолжились и в понедельник, 10 августа. Власти применили силу для разгона протестов. Сообщается о большом количестве задержанных.
Одновременно с протестами жители Белоруссии стали жаловаться на серьезные проблемы в работе интернета. В воскресенье вечером сообщалось о практическим полном отсутствии интернета. Жаловались на недоступность ряда интернет-ресурсов и пользователя «Белтелекома» - основного в Белоруссии оператора фиксированной связи (принадлежит государству). Проблемы наблюдались с доступом к социальным сетям, мессенджерам и даже VPN-сервисам.
Лукашенко заявил, что сбой в работе интернета был вызван вмешательством извне с целью дестабилизации ситуации и создания недовольства у населения. Но эксперты отмечают, что перебои в работе интернета были вызваны действиями самих белорусских властей.
В Белоруссии внешними магистральными каналами владеют только две структуры, причем обе являются подконтрольными государству. Первый из них – это упомянутый «Белтелеком». Второй – это Национальный центр обмена трафиком (НЦОТ), действующий при Оперативно-аналитическом центре при президенте республике (ОАЦ). ОАЦ является независимым регулятором в сфере информационно-коммуникационных технологий.
В 2018 г. НЦОТ провел тендер на установку DPI-системы для контроля интернет-трафика, рассказывает автор Telegram-канала «За Телеком» Михаил Климарев. Стоимость соответствующего контракта составила $2,5 млн.
«Фактически, сейчас обозначенные магистральные провайдеры фильтруют внешний трафик с помощью DPI, - полагает автор Telegram-канала «Эшер II» Филипп Кулин. – Чтобы не заморачиваться, власти решили просто отключить порты, связанные с протоколом шифрования TLS. Кроме того, установленный в Белоруссии DPI, видимо, не может работать с последней версией протокола IP – IPv6, - в результате чего властями было принято решение отключить анонсирование данного протокола для ресурсов, находящихся за пределами республики.»
«В результате жители Белоруссии не могут получить доступ к зарубежным ресурсам с шифрованием, включая социальные сети и мессенджеры, а жители иных стран не могут попасть на белорусские сайты, использующие шифрование, - констатирует Кулин. - В то же белорусы могут попасть на зарубежные сайты без шифрования, а также на сайты своей страны – как с шифрованием, так и без. Также внутри Белоруссии продолжает работать протокол IPv6».
Государственные белорусские сайты продолжают быть доступными внутри страны. Нет проблем и с доступом, например, к мобильному приложению белорусского государственного ТВ. В то же время есть проблемы с доступом к основным, неподконтрольным властям новостным ресурсам – Tut.by и Onliner.by. Лукашенко лично высказался с критикой в адрес Tut.by.
Отметим, что законодательство Белоруссии обязывает сайты, находящиеся в зоне .by, размещать свои ресурсы только на территории страны. Аналогичное требование относится и к сайтам организаций, ведущих хозяйственную деятельность в Белоруссии.
Использование различных сервисов для обхода блокировок также затруднительно. Как рассказала корреспонденту ICT-Online.ru жительница Минска, ей каждый приходится менять VPN-сервисы. «Вчера работала через Hotspot Shield, сегодня он уже не доступен», - жалуется собеседник издания.
Другой собеседник корреспондента ICT-Online.ru подтверждает проблемы с работой VPN. Для обхода блокировок он использует сервис Psiphone, который представляет из себя комбинацию из прокси-серверов и VPN. «Однако этот метод не дает возможности работать с Telegram, - говорит житель Минска. – Для Telegram используются специализированные прокси-сервера. Когда люди узнают о новом прокси-сервера, они пересылают по SMS его координаты. Я держу про запас порядка 15 прокси-серверов для Telegram».
Со своей стороны, основатель Telegram Павел Дуров заявил, что предпринимает все усилия для сохранения доступности своего мессенджера в Белоруссии и включению «фильтров антицензуры».
«Традиционные VPN-сервисы, такие, как OpenVPN и Fireguard, действительно перестали работать в Белоруссии, - констатирует Климарев. – Однако более сложные сервисы для обхода блокировок, например, Psiphone и Lantern, пока можно использовать в Белоруссии».
Протестующие в разных странах мира уже имели опыт работы с мобильными приложениям, предназначенными для функционирования в режиме ограниченного интернета. Первым таким приложением стал FireChat, который позволяет протестующим передавать сообщения по Bluetooth.
В настоящее время проект FireChat Закрыт. В Белоруссии протестующие пытались использоваться аналогичным приложением - Bridgefy, но, по данным Климарева, особенного успеха это не принесло.
«Все ожидали, что в Белоруссии после выборов будут блокировать интернет, - говорит Михаил Климарев. – Но мы думали, что это будет происходить таким же образом, как прошлым летом в Москве после протестов, вызванных выборами в Мосгорсуду: тогда на отдельных базовых станциях отключался мобильный интернет вместе с WiFi--хот-спотами. Однако власти Белоруссии пошли другим путем: они решили вообще перекрыть иностранный интернет».
По мнению Филиппа Кулина, происходящее в Белоруссии показывает опасность построения в России «суверенного интернета». Соответствующий закон был принят в России в 2019 г. и предполагает обязательную установку интернет-провайдерами специального оборудования, с помощью которого Рсокомнадзор сможет управлять маршрутизацией интернет-трафика.
«Система блокировок, которая до сих пор действовала в России, относительно прозрачно: можно увидеть, какой ресурс заблокирован и по какой причине, - рассуждает Кулин. – В Белоруссии же у нескольких госструктур стоят «черные ящики», и практически никому не известно, что в них происходит и по какому принципу фильтруется интернет-трафик. Из-за того, что лишь немногочисленные лица имеют доступ к ним, у нас нет никаких «инсайдов» на данный счет».
Перебои в работе мобильного интернета или мессенджеров лишают протестующих возможности оперативно координировать свои действия и выбирать новые места для протестов. «Основное оружие современных революций – смартфон – становится бессмысленным, - отмечает в интервью телеканалу «Дождь» белорусский журналист Франак Вячерко. - Лукашенко лишил протестующих этого инструмента и перевел протесты в традиционный оффлайн-войн».
Впрочем, как пояснил ICT-Online.ru житель Минска, местные жители уже выяснили, кто где живет, и когда из окон своих домов видят передвижения колон спецтехники и милиционеров, предупреждают об этом своих знакомых с помощью телефонных звонков.
Проблемы с интернетом вызвали проблемы и офлайн-сервисами. Например, отмечались перебои в работе банкоматов и терминалов для оплаты банковских карт. По данным Климарева, выпущенные внутри Белорусси банковские карты продолжают работать благодаря наличию в республике собственной платежной системы, а вот с иностранными картами Visa и Mastercard есть проблемы.
Прекратили работать и сервисы для заказа такси – «Яндекс.такси» и Uber. Людям приходится по-старинке голосовать и договариваться с водителями. Есть проблемы и при бронировании гостиниц. Один из собеседников корреспондента ICT-Online.ru говорит, что отель Hilton не мог проверить его бронь на Booking и вынужден был заселять по скрин-шоту данного заказа.
Проблемы и доступом в интернет с территории Белоруссии наносят удар по ИТ-отрасли, которая в последние годы стремительно развивалась в республике. Так, еще в 2006 г в Белоруссии был создан Парк высоких технологий, резиденты которого получают льготы по уплате налога на прибыль, налога на зарплаты и – при реализации продукции на территории республики – НДС . Причем для того, чтобы стать резидентом парка, достаточно разместить на его территории головной офис – остальные же подразделения можно размещения в друих частях республики.
В 2017 г. в Белоруссии был принят Декрет о цифровой экономики. Он продлил льготы для Парка высоких технологий и легализовал использование на территории республики криптовалют и майнинга.
Белоруссия является базой для компании Wargaming, разработавшей популярные игры World of Tanks и World of Warships. Компания уже предупредила, что в ее офисе в Минске наблюдаются проблемы с интернетом, из-за чего могут сбои в информационной и технической поддержки игр компании. Проблемы с доступом к играм компании наблюдаются и у белорусских пользователей.
Белоруссия также является родиной для американской компании EPAM, занимающей оффшорным программированием. EPAM имеет большой офис в Парке высоких технологий.
«Белоруссия была привлекательным местом для ИТ-бизнеса и некоторые специалисты в данной области даже переезжали в Белоруссию из России, - констатирует Кулин. – Отключение же интернета полностью лишает Ит-компании возможности работать».
По данным источника корреспондента ICT-Online.ru, одна из белорусских ИТ-компаний уже сняла для своих сотрудников пансионат на границе с Литвой и провела туда с литовской территории интернет-кабель.