В последние годы формат хакатонов в IT-сфере становится всё более популярным. Само название соревнований произошло путем слияния слов «хакер» и «марафон». Конкурс, как правило, длится от нескольких дней до недели — за это время участники должны разработать IT-решение для определенной задачи. Хакатоны призваны выявить наиболее перспективных специалистов — ими активно интересуются работодатели. Теперь на IT-состязания обратили внимание и вузы.
— Нам интересен этот формат, потому что мы развиваем проектное обучение, работу в командах, и, конечно, мы хотели бы видеть абитуриентов магистратуры, которые уже имеют определенные навыки в этой области, — отметила в беседе с «Известиями» директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич.
Заинтересованы в нововведении и сами студенты, отметил сооснователь Russian Hackers и студент магистратуры ВШЭ по программе «Электронный бизнес» Максим Дьяков.
— Сейчас студентам практические виды деятельности интереснее, чем наука, поэтому их привлекают хакатоны. Здесь они создают определенный продукт и потом работают над ним. Но раньше не было инструмента, который бы позволял выявлять такой потенциал и привлекать победителей на программы магистратуры, — сообщил он «Известиям».
Ввести привилегии при поступлении в магистратуру для победителей хакатонов собираются два столичных вуза — ВШЭ и МФТИ.
— Главный плюс такой инициативы состоит в том, что победитель получает определенность в выборе своей учебной траектории, — сказал «Известиям» советник при ректорате МФТИ по технологическому предпринимательству Дмитрий Быкадоров.
По его словам, победа в хакатоне демонстрирует способность разработчика решать актуальные проблемы. Начать принимать одаренных участников таких соревнований в МФТИ без дополнительных испытаний могут уже в следующем году. Сейчас инициатива обсуждается руководством вуза и проходит необходимые формальности.
— У нас есть магистратуры, связанные с предпринимательством, туда достаточно большой конкурс, и использование такого инструмента, как хакатоны, может позволить отобрать туда самых лучших, — отметил Дмитрий Быкадоров.
Сколько студентов в год сможет получать эти преференции, в МФТИ еще предстоит определиться, добавил он. Пока речь идет только о победителях международных хакатонов, но в будущем практика может расшириться и на прочие IT-конкурсы.
Во ВШЭ сообщили, что преимущество победителям и призерам хакатонов при приеме готовы дать академические руководители сразу нескольких магистерских программ, но окончательное решение будет принято ученым советом в ближайший месяц.
— Мы идем этим путем, — отметила Тамара Протасевич.
Согласно законодательству, каждая образовательная организация вправе самостоятельно устанавливать список испытаний для поступления в магистратуру.
— Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам магистратуры, также устанавливается образовательной организацией самостоятельно, — сообщили «Известиям» в Министерстве науки и высшего образования России.
Сегодня основной упор в области образования делается на естественно-научные и технические специальности, сказал первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. Предполагается, что именно их представители будут модернизировать страну. Однако в связи с этим гуманитарии остаются на обочине.
Ректор Российского государственного социального университета (РГСУ), председатель комиссии Общественной палаты России по соцполитике Наталья Починок отметила, что заинтересована в развитии гуманитарных направлений, в том числе в увеличении количества бюджетных мест.
— Но нужно понимать, что мы все-таки живем уже в условиях цифровой экономики, поэтому все социально-гуманитарные науки тоже должны рассматриваться через призму информационных технологий, — сказала она «Известиям».
Олег Смолин заявил, что поддерживает инициативу ВШЭ и МФТИ и рекомендует им обратиться в Госдуму с предложением изменить законодательство, чтобы распространить эту практику на все вузы страны.
Однако, добавил депутат, сегодня система образования излишне зациклена на том, чтобы на ранних стадиях выявить одаренных учащихся. Талантливых детей отбирают еще в школе и начинают вкладываться лишь в их развитие.
— При этом всем нам знакомы примеры Эйнштейна, Менделеева и Гегеля, которые в школе признавались слабыми учениками, — резюмировал парламентарий.
Нужно помогать одаренным учащимся, подчеркнул Олег Смолин, но не отделяя их от остальных, а всем давая возможность для развития.
Ярослава Костенко