Филипп Кирсанов, ИО директора департамента информационных технологий АИЖК, отмечает: «Создание современной Отчетно-аналитической системы на базе технологий Oracle Business Intelligence позволило нам значительно сократить время на подготовку регламентной отчетности, повысить качество предоставляемых данных за счет использования унифицированных алгоритмов их обработки и создания единого хранилища. Пользователи получили возможность, используя расширенный набор данных, самостоятельно формировать индивидуальные отчеты самой высокой сложности, включая многоуровневые и с динамической группировкой данных. И самое главное - благодаря новой системе, руководство компании теперь может в режиме он-лайн получать достоверную картину состояния бизнеса и организовывать управление деятельностью компании еще лучше».
Агентство по ипотечному жилищному кредитованию создано в 1997 году Правительством Российской Федерации для развития федеральной системы ипотечного жилищного кредитования в России и обеспечения притока инвестиционных ресурсов в сферу ипотечного жилищного кредитования, а также с целью формирования механизма защиты прав и законных интересов инвесторов. Основным направлением деятельности Агентства является обеспечение ликвидности российских коммерческих банков, предоставляющих долгосрочные жилищные кредиты населению, за счет покупки прав требований по таким кредитам на средства, привлекаемые путем размещения облигаций Агентства на фондовом рынке. Агентством была создана общефедеральная система рефинансирования ипотечных кредитов, что способствовало формированию платежеспособного спроса населения на жилье и популяризации ипотеки в национальном масштабе. В декабре 2008 года перед Агентством была поставлена задача предоставления государственной помощи заемщикам, испытывающим сложности с обслуживанием ипотечных кредитов в связи с потерей работы или существенным сокращением дохода. На 1 октября 2009 года Агентством рефинансировано свыше 153 тысяч ипотечных кредитов на общую сумму 124 млрд. рублей.
В АИЖК уже в течение нескольких лет эксплуатируется Единая информационная система (ЕИС), предназначенная для обработки информации, связанной с основной деятельностью Агентства по покупке, продаже и сопровождению кредитных дел. По мере увеличения объемов информации, количества пользователей и требований к отчетности, нагрузка на систему возрастала, и было принято решение о создании выделенной Отчетно-аналитической системы (ОАС АИЖК) для решения всего спектра задач анализа и отчетности. Предполагалось, что формирование в рамках ОАС отдельного хранилища данных и использование промышленной BI-платформы позволит существенно «разгрузить» ЕИС, ускорить формирование отчетов, повысить гибкость отчетной системы и её способность к модификации, а также улучшить качество данных, над которыми строится отчетность. В результате проекта пользователи должны получить возможность самостоятельно создавать и вносить изменения в отчетные формы. Были сформулированы жесткие требования относительно режима обновления данных: регламентная загрузка в хранилище ОАС обновлений информации из ЕИС должна обеспечивать задержку актуализации данных не более 10 минут. Кроме того, к ОАС предъявлялись повышенные требования по отказоустойчивости и обеспечению защиты информации. После рассмотрения нескольких альтернативных вариантов было принято решение строить систему на основе технологий Oracle. По результатам конъюнктурного отбора исполнителем проекта стала компания ФОРС.
Работы были завершены за 10 месяцев - с сентября 2008 по июнь 2009 года, и включали три этапа: разработку технического задания, реализацию системы и опытную эксплуатацию. В результате проекта были решены все поставленные на старте задачи. Из ЕИС загружаются данные из более чем 50 таблиц, аналитическая модель Oracle BI EE Plus содержит 36 аналитических измерений и порядка 70 метрик. На информационных панелях опубликовано более 40 отчетов, количество пользователей системы - свыше 30 человек. В настоящее время ОАС АИЖК введена в промышленную эксплуатацию.
Основным компонентом новой системы является хранилище данных, построенное на платформе Oracle Database в отказоустойчивой конфигурации Oracle Data Guard (physical standby). В него в непрерывном режиме загружаются обновления сведений из ЕИС АИЖК, при этом механизмы извлечения и обработки изменений данных реализованы таким образом, чтобы не создавать дополнительную нагрузку на ЕИС. Несмотря на то, что передаются существенные объемы данных, среднее время доставки обновлений в аналитическую витрину данных в течение рабочего дня составляет 6,2 мин.
В системе поддерживается хранение истории изменений данных, что позволяет воспроизводить отчеты, сформированные в прошлом и актуальные на заданную дату. Загрузка данных реализована на основе продукта Oracle Data Integrator, при этом применяемая конфигурация позволяет обеспечить требования к отказоустойчивости. В качестве платформы бизнес-аналитики и отчетности используется продукт Oracle Business Intelligence Suite Enterprise Edition. В части управления доступом в ОАС обеспечивается сквозная (Single-Sign-on), двухфакторная аутентификация пользователей с использованием инфраструктуры открытых ключей организации (PKI), а также интеграция с корпоративной службой каталогов Active Directory.
В августе этого года объединенная команда специалистов ФОРС и АИЖК приступила к работе над второй очередью ОАС, в рамках которой должна быть окончательно сформирована единая корпоративная среда для работы пользователей с отчетами, расширен состав загружаемых в ОАС сведений, реализованы возможности консолидации отчетов из различных источников - и внутренних, и внешних, а также многое другое. В 2010 году планируется завершение 2-й очереди проекта.