Контрольный пакет ГК «М2М телематика» передан «НИС ГЛОНАСС»

В связи с активной коммерциализацией ГЛОНАСС-технологий и развитием навигационного рынка России акционеры «НИС ГЛОНАСС» приняли решение о внесении в уставный капитал федерального сетевого оператора контрольного пакета (51 %) ГК «М2М телематика». Таким образом, он стал контролирующим участником крупнейшего на российском рынке транспортной телематики и навигации игрока. Создание мощного конгломерата «НИС-М2М» необходимо для реализации крупных федеральных инфраструктурных проектов, а также продвижения решений на основе ГЛОНАСС на российском и зарубежном рынках.

На сегодняшний день группа компаний «НИС-М2М»  вместе занимают 63 % рынка транспортной телематики и спутниковой навигации в России. Всего предприятиями группы компаний выпущено более полумиллиона навигационных устройств, в 2011 году было произведено 300 тыс. устройств (навигационные приемники  «ГеоС», бортовое навигационно-связное оборудование, автомобильные навигаторы и др.).

Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) разработки ГК внедрены уже в 102 городах 52 регионов Российской Федерации. Кроме того, на территории РФ работает более 100 систем управления пассажирским транспортом и около 5 тыс. диспетчерских центров различного назначения в интересах исполнительных органов государственной власти и коммерческих компаний. Для реализации проектов федерального масштаба «НИС ГЛОНАСС» совместно с «М2М телематикой» создал крупнейшую в России региональную партнерскую сеть. Она включает в себя  50 компаний-партнеров и 85 региональных диспетчерских центров. В 2011 году с участием «НИС ГЛОНАСС» были разработаны и приняты региональные целевые программы по внедрению спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС в 15 регионах РФ, еще 46 программ будут разработаны в 2012 году. Основная цель региональных целевых программ – создание Единой региональной навигационной системы на территории России.

Разветвленная региональная сеть партнеров необходима для реализации проектов федерального масштаба. К примеру, продолжающийся проект компании «Транснефть» предусматривает оснащение оборудованием ГЛОНАСС 21 тыс. ТС (из них 5,4 тыс. в 2012 году), развертывание систем мониторинга в 37 региональных подразделениях компании, а также два отказоустойчивых центра обработки данных с общей системой хранения данных в Москве и Омске. Или проект мониторинга и диспетчеризации всего автотранспорта «Почты России», в котором задействовано 14,5 тыс. ТС 86 структурных подразделений и филиалов компании, а также создается единый центр сбора и обработки информации. Не менее масштабный и проект для Федерального дорожного агентства «Росавтодор» – это 4 тыс. оснащенных ТС и около 160 дорожных эксплуатационных предприятий, подключенных к единой системе мониторинга, включающей 36 Управлений автомагистралей ФДА. Продолжается и проект с МЧС (в 2011 году было оборудовано 2,5 тыс. ТС, на 2012 год запланировано еще 1,7 тыс.), в рамках которого было создано 205 диспетчерских центров территориального уровня Национального центра управления кризисными ситуациями МЧС России (федеральный уровень), а также ЦУКС в 3 федеральных округах (Центральном, Приволжском и Южном). Только в 2012 году ГК «НИС-М2М» планирует в различных регионах страны оснащение транспортных средств МВД (около 5 тыс. ТС). Продолжается развертывание проекта «ИТС-Москва» (около 4 тыс. ТС в 2012 году, на данный момент уже оснащено более 4 тыс.). Кроме того, за  период 2010 – 2013 гг. будет оснащено более 8 тыс. транспортных средств, задействованных в строительстве инфраструктуры Олимпиады 2014 года в рамках  создания логистического транспортного центра.

Объединенная партнерская сеть «НИС-М2М» позволяет осуществлять проекты ГЛОНАСС в федеральном масштабе

 

Напомним, что долгие годы отечественная глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) боролась лишь за право существования, не претендуя ни на глобальный статус, ни на массовый рынок. Конечно, изначально, как и любой крупный инфраструктурный и стратегический проект, она возникла и для военных целей. При этом первый спутник ГЛОНАСС был выведен еще Советским Союзом в октябре 1982 года, а к сентябрю 1993 года система, насчитывающая 12 космических аппаратов (КА), была официально принята в эксплуатацию. На полные расчетные показатели ГЛОНАСС вышел в 1995 году, имея в своем составе все 24 КА, достаточных для глобального покрытия всего земного шара. Но, к сожалению, ее дальнейшему развитию помешало сразу два фактора: короткое время жизни КА ГЛОНАСС первого поколения (3 года) и, как следствие, постепенная потеря большинства спутников из-за их физического износа и отсутствия новых запусков, полнейшее отсутствие массового рынка конечных пользовательских терминалов и услуг на основе ГЛОНАСС. В результате в 2001 году на орбите осталось всего лишь 6 КА без каких-либо дальнейших перспектив развития системы. Поэтому можно сказать, что сегодня ГЛОНАСС переживает период возрождения, так или иначе учитывая предыдущий опыт. К 2011 году с продлением орбитальной жизни КА удалось, наконец, справиться, увеличив ее до 10 лет в третьем поколении КА (ГЛОНАСС-К), как и с поддержанием на орбите нужного количества КА. Сегодня на орбите находится космическая группировка, состоящая из 31 спутника, в штатном режиме функционируют 24 из них, что достаточно для полного покрытия Земли.

В результате все технические проблемы обеспечения и поддержания постоянной численности группировки навигационных КА ГЛОНАСС оказались в той или иной степени решенными, однако с массовым потребительским рынком до последнего времени было все очень непросто. Чипы ГЛОНАСС, выполненные по многокристальной технологии, не позволяли размещать их на компактных мобильных платформах, а значит, потенциальный рынок услуг на базе ГЛОНАСС ограничивался областями, где размеры конечных устройств не играли принципиальной роли, – военным транспортом и профессиональным геодезическим оборудованием. Тем не менее полноценное функционирование системы ГЛОНАСС дало новые конкурентные преимущества для западных вендоров – двухсистемность (поддержка ГЛОНАСС/GPS) оказалась просто незаменимой для навигации в условиях «городских каньонов» за счет видимости большего числа спутников, повышенной скорости «холодного» и «горячего» стартов, надежности, наконец. Потребовались и соответствующие чипсеты ГЛОНАСС/GPS миниатюрных размеров, которые можно было бы встроить в смартфоны. И западные чипмейкеры не заставили себя ждать – монополист на этом рынке, американский гигант Qualcomm, объявил об этом еще весной 2009 года, за ним последовали ST-Ericsson и Broadcom, в феврале 2012 года к ним присоединился и Texas Instruments.

Между тем именно на чипсетах Qualcomm работают сегодня практически все смартфоны с поддержкой ГЛОНАСС, вышедшие на массовый рынок. И, прежде всего, самый массовый представитель – культовый смартфон Apple iPhone 4S (см. материал рубрики iPhone от 5 октября 2011 г.). Напомним, что Apple по итогам четвертого квартала 2011 года продала свыше 37 млн iPhone, большая часть из которых была iPhone 4S. Кроме того, на чипсетах Qualcomm Snapdragon S2/S3/S4 с поддержкой ГЛОНАСС работают также Samsung Galaxy Note, Samsung Omnia W, Samsung Wave 3, Sony Xperia S и Sony Xperia ion, MOTOROLA RAZR и ZTE/МТС 945 (см. материал рубрики «ГЛОНАСС» от 5 апреля 2011 г.). Примечательно, что за исключением последней, во многом пилотной, модели ZTE все остальные предназначены, прежде всего, для западного рынка – Европы, ЮВА, США, а уже потом для России. То есть поддержка ГЛОНАСС была добавлена не в угоду чаяниям российских разработчиков, а как важное конкурентное преимущество на рынке, способное дифференцировать продукцию вендора и увеличить рост продаж.

Между тем в 2011 году, по оценкам «НИС ГЛОНАСС», рынок транспортной телематики в РФ составил 12 млрд рублей. При этом доля ГК «М2М телематика» в сегменте оснащений оборудованием на основе ГЛОНАСС/GPS составила 41 %, в сегменте оснащений оборудованием на основе GPS – 17 %, на рынке совмещенных ГЛОНАСС/GPS чипсетов – 70 %, на рынке персональных навигационных устройств (навигаторы под брендом SHTURMANN) – 10 %. Как утверждают в компании, ежедневно «М2М телематика» оснащает навигационно-связным оборудованием до 200 транспортных средств и создает 5 рабочих диспетчерских мест по всей России. Реализация же таких совместных проектов, как «ЭРА-ГЛОНАСС», оснащение пассажирского транспорта РФ – 2013 – 2014 годы, система взимания платы за проезд по дорогам большегрузных автомобилей нашей страны – 2013 год, тахографический контроль автотранспорта – 2014 год и других приведет к тому, что к 2015 году рынок вырастет до 100 млрд рублей.

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Интеграция, Маркетинг, Оборудование

Ключевые слова: правительство РФ, Почта России