Двенадцатый по счету студийный альбом Мадонны "MDNA" (предыдущий — "Hard Candy" — вышел в 2008 году) с сегодняшнего дня доступен для свободного прослушивания и скачивания на "Яндекс.Музыке" на территории России, Украины, Казахстана и Белоруссии. Такую возможность получат 100 тыс. пользователей, после чего с 6 апреля альбом в свободном доступе появится на других легальных музыкальных онлайн-сервисах.
С 3 февраля на iTunes Store (онлайн-магазин Apple) доступен предзаказ нового альбома певицы, и еще не вышедшая пластинка за несколько часов оказалась на первом месте iTunes среди самых покупаемых альбомов в 50 странах. Официальный выход "MDNA" запланирован на 26 марта.
Коммерческие условия проекта не разглашаются. Обычно в контракте с правообладателями закрепляется минимальная гарантия, говорит гендиректор сервиса Fidel.ru Борис Голиков. "Она исчисляется сотнями тысяч долларов и выплачивается площадкой в пользу правообладателя вперед, но пока выручка ее не превысит, то роялти не выплачиваются",— поясняет он.
По данным comScore за февраль 2012 года, российская месячная аудитория "Яндекс.Музыки" превысила 4,1 млн пользователей. В каталоге сервиса содержится более 3 млн треков, "Яндекс" сотрудничает более чем с 50 музыкальными правообладателями.
Предоставление возможности скачать пластинку до ее официального мирового релиза — еще одно доказательство потенциала российского рынка и того, что легальные стриминговые сервисы, которые пришли и на российскую территорию, во многом являются будущей формой потребления музыкального контента, считает гендиректор Universal Music Russia Дмитрий Коннов.
По словам пресс-секретаря "Яндекса" Очира Манджикова, эксклюзивные премьеры на "Яндекс.Музыке" позволяют правообладателям получать дополнительный промоушен альбомов своих музыкантов на "Яндексе" (интернет-компания рекламирует новинки на своем портале, в том числе на главной странице), а сам поисковик повышает лояльность существующих пользователей сервиса и привлекает новых.
"Это прецедент для российского рынка — как правило, площадки получают альбомы день в день, но никто не разрешает давать их скачивать бесплатно. А тут масштабный артист и серьезный релиз в свободном доступе",— рассуждает Борис Голиков.
Главная проблема мировых премьер традиционна — это пиратство, говорит менеджер крупной звукозаписывающей компании. По данным InterMedia, объемы легальных цифровых продаж в 2010 году составили $78 млн, пиратских продаж в интернете — $500 млн. Такая же судьба постигла и новый альбом Мадонны: уже за неделю до мировой премьеры "MDNA" стал доступен на ряде крупных торрент-трекеров мира.
Роман Рожков