Напомним, что вечером в пятницу (23.08), пресс-служба «Связного» распространила релиз, в котором в частности говорилось следующее: «18 июля «Связной» получил от оператора «МегаФон» письмо, в котором содержалось требование о предоставлении дополнительной финансовой гарантии, ссылаясь на абстрактные изменения ситуации на рынке и намерение снизить свои экономические риски. Это условие не было ранее указано ни в основном договоре, ни в дополнительных соглашениях к нему. Таким образом, партнер потребовал дополнительной финансовой гарантии, не предусмотренной договором, в виде суммы крупного размера. Отметим, что в письме не было информации о последствиях неисполнения данного требования. Например, в виде прекращения приема платежей либо любых других мер, которые оператор мог применить к ритейлеру».
«МегаФон» направил аналогичное письмо и в «Евросеть», а запрошенная сумма, по неподтвержденным данным, составила 300-500 млн рублей. Соответственно, «Евросеть» такие гарантии оперативно предоставила, а «Связной», в свою очередь, через два дня получил второе письмо, в котором сообщалось, что в связи с неисполнением условий по дополнительной финансовой гарантии уже 22 августа в салонах ритейлера может быть приостановлен прием платежей «МегаФона». После этого 21 августа «Связной» уведомил сотового оператора о готовности перечислить деньги и исполнил требование партнера 22 августа. Как утверждают в пресс-службе ритейлера, задержка с перечислением средств в адрес «МегаФон» была обусловлена обсуждением ситуации и процедурой выделения средств. Напомним, что «Связной» продолжает оставаться крупнейшим независимым российским ритейлером без возможности финансовой подпитки от какого-либо игрока «большой тройки», в отличие от «Евросети», на паритетных началах которой владеют «МегаФон» и «ВымпелКом». Поэтому оперативно предоставить 0,5 млрд рублей ему было непросто, учитывая, что буквально на днях МДМ Банк открыл для «Связного» кредитную линию на год в размере «всего» 1 млрд рублей.
Так или иначе, но с вечера воскресенья прием платежей в салонах ритейлера на номера «МегаФон» был окончательно остановлен. Продажи SIM-карт оператора продолжаются. При этом, в «Связном» говорят не о прекращении приема платежей, а именно о временном приостановлении. «В качестве причины приостановления платежей оператор указал тот факт, что мы не предоставили дополнительную финансовую гарантию «сверх» условий, оговоренных в договоре и дополнительного соглашениях к нему. По нашему мнению это решение несправедливо, так как мы финансовую гарантию предоставили, хотя и считаем данное требование некорректным» - отмечает пресс-служба ««Связного».
«В соответствии с обновленными корпоративными стандартами финансовой безопасности в адрес наших крупнейших розничных партнеров - компаний «Евросеть» и «Связной» 18 июля 2013 года нами было направлено письмо о необходимости дополнительного обеспечении финансовых обязательств перед компанией «МегаФон». В связи с тем, что такое обеспечение не было предоставлено компанией «Связной», прием платежей в адрес ОАО «МегаФон» в настоящее время не осуществляется. Продажа контрактов «МегаФон» в салонах «Связного» производится в обычном режиме» - прокомментировали, в свою очередь, в пресс-службе «МегаФон».
Напомним, что 2 июля 2013 года об аналогичном решении прекратить прием платежей через салоны «Связного» и продажу контрактов, объявил «ВымпелКом». Сегодня сотовый оператор располагает около 1200-ми собственных салонов, около 1800 салонами располагает «МегаФон». При этом, каждому из двух сотовых операторов принадлежит по 50 % доле в «Евросети», которая имеет еще 5400 салонов по всей стране. Поэтому в условия проникновения сотовой связи в России свыше 150 %, ужесточения борьбы за новых абонентов и проблемы снижения оттока абонентов, распыление финансовых ресурсов на посредников, коим и является «Связной», является вполне логичным и оправданным шагом. Так, в «ВымпелКом» оценивали снижение затрат на отдельно взятую продажу в собственном салоне на 10 % стоимости. С другой стороны, соответствующим образом «обработать» новоиспеченного абонента намного проще, - по данным «МегаФон» 2011 года, ежемесячные доходы с такого абонента на 30-40 % выше (навязанные услуги?), чем с абонентов, пришедших посредством других каналов, а их «текучесть» ниже. При этом, характерно, что МТС и Tele2 продолжают сотрудничество со «Связным», а договоры с ними ввиду «изменения ситуации на рынке» не пересматривались. Сегодня «Связной» имеет около 3400 салонов по всей стране.
«После усиления собственных позиций на розничном рынке крупнейшие операторы связи весьма активно проводят политику сокращения расходов на сотрудничество с независимыми продавцами их услуг. Это оказывает определенное давление на динамику абонентской базы, но в целом формирует более устойчивую аудиторию и позволяет значительно сократить издержки. Поэтому для «Мегафона» подобный новостной фон будет довольно позитивным. Одновременно, стоит отметить, что в условиях значительного роста конкуренции и изменения структуры рынка конъюнктура для независимых ритейлеров, в том числе, и для «Связного», занимающего здесь лидирующие позиции, определенно становится заметно более сложной» - прокомментировал аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
Нельзя сказать, что ритейлеры не понимают ситуацию на рынке, - напротив, «Евросеть» как и «Связной» уже года два стремятся всеми силами диверсифицировать свой бизнес, сведя к минимуму зависимость от продажи операторских контрактов и платежей в их счет. Так, к примеру, «Связной» сделал ставку на развитие финансовых сервисов, запустил проект «Связной Трэвел», Svoy.ru, Enter, активно развивает продажи потребительской техники, особенно посредством Интернета. «Полагаю, в условиях сокращения доходов от продажи контрактов и платежей в пользу операторов, важнейшей стратегической задачей для «Связного» остается диверсификация бизнеса. Нельзя исключать, что эти события выступят драйвером привлечения внешнего капитала, необходимого для финансирования дальнейшего развития новых направлений бизнеса Группы» - отметил в заключение г-н Клягин.