Как объяснил директор по правовому обеспечению МГТС Иван Никитин, при образовании задолженности у абонента компания сначала уведомляет его о приостановке оказания услуг. Если в течение шести месяцев после получения такого уведомления абонент не погашает долг, МГТС вправе расторгнуть договор с ним в одностороннем порядке. Если абонент и после этого не гасит задолженность, оператор обращается в суд. После принятия судом решения Федеральная служба судебных приставов возбуждает исполнительное производство, после чего у должника есть еще пять дней на добровольную уплату долга. В противном случае ФССП может вынести постановление об ограничении его выезда за границу.
По времени процесс с момента неуплаты счета до вынесения постановления об ограничении выезда может занять до года, отмечает господин Никитин. МГТС уже около двух лет предупреждает на абонентских счетах о возможности обращения взыскания на имущество должников, а также ограничения выезда за границу, примерно столько же времени компания ходатайствовала перед ФССП о применении этой меры в отношении своих злостных должников. Первое постановление ФССП вынесла 2 августа, ограничив выезд абоненту, задолжавшему МГТС 93 тыс. руб.
Получить комментарий ФССП вчера не удалось.
МГТС обслуживает около 3,6 млн абонентов-физлиц, занимая примерно 95% рынка местной связи в массовом сегменте и 31% — в корпоративном (данные iKS-Consulting). Количество злостных должников в компании не раскрывают, только общую дебиторскую задолженность — более 600 млн руб.
Возможность ограничить выезд должников за границу появилась в законодательстве в начале 2008 года, но до сих пор практически не применялась в отношении долгов за телефонные разговоры (см. справку). Основные игроки рынка связи чаще привлекали коллекторские агентства. Первым подобный договор с коллекторами в 2006 году заключил "Вымпелком", позже свои портфели на аутсорсинг передали "МегаФон" и МТС. В 2008 году примеру сотовой "тройки" последовал оператор дальней связи "Ростелеком": просто отключение злостных должников не помогало — в 2007 году расходы оператора на создание резерва по сомнительным долгам увеличились более чем вдвое. Вслед за ним коллекторов стали привлекать и межрегиональные компании связи "Связьинвеста". Коллекторские агентства, как правило, помогают взыскивать задолженность в досудебном порядке без использования процедуры исполнительного производства, отмечают в "Ростелекоме". Например, по итогам 2009 года снижение существенно просроченной задолженности со стороны абонентов-физлиц этого оператора составило более 17%. "На конец 2009 года в работе у коллекторских агентств находилось порядка нескольких сотен миллионов рублей долгов наших абонентов. В среднем с помощью коллекторов можно вернуть 20-25% общей суммы долга",— говорит пресс-секретарь "Вымпелкома" Анна Айбашева.
Следовать примеру МГТС в "Ростелекоме", "Вымпелкоме", а также "МегаФоне" не спешат, объясняя, что эффективнее возвращать долги с помощью коллекторов. "Не хотелось бы вмешиваться в частную жизнь абонентов, ограничивать их конституционные права на свободное передвижение",— добавляет директор по правовым вопросам "МегаФона" Анна Горяинова.
Другое мнение у МТС. Компания уже больше года обращается к судебным приставам с просьбой запретить выезд за рубеж крупным должникам, но результаты не раскрывает.
Аналитик "Тройки Диалог" Евгений Голосной считает, что у МГТС больше маневров для взыскания долгов, чем у сотовых операторов: "Пользователь МГТС больше привязан к своему оператору хотя бы потому, что в свое время он заплатил за подключение и установку телефона от 3 тыс. до 8 тыс. руб. А конкуренция на сотовом рынке слишком большая".
Анна Балашова, Инна Ерохина