Microsoft решила защищать в суде право оповещения пользователей, в случае если правительство получило доступ к сообщениям из их электронной почты. Не дожидаясь конкретного уведомления от ФБР, корпорация вслед за другими технологическими гигантами вступила в масштабную войну за права своих клиентов, осмелившись бросить вызов американским властям.
Юристы Microsoft считают, что умалчивание случаев «электронного обыска» (как это формулирует компания) пользователей нарушает Четвертую поправку, в которой говорится, что органы власти должны оповещать гражданина, в случае если в его собственности проводится обыск. Впоследствии действие этой поправки распространилось и на интернет-пространство. Кроме того, адвокаты компании также отмечают, что действия властей нарушают и Первую поправку, в которой говорится о свободе слова.
В первую очередь вопрос касается облачных хранилищ Microsoft, а не информации, которая хранится непосредственно на компьютерах пользователей. Сама компания недавно предоставила доступ властям к этим хранилищам.
Проблема обострилась по причине того, что на практике, как оказалось, властям проще получить доступ именно к «облакам», а не к личным ПК, чем те активно и пользуются.
Иск во многом обусловлен тем, что власти, по мнению Microsoft, не совсем верно трактуют закон о защите электронных систем связи, который существует уже больше тридцати лет. Сам закон часто становится объектом дискуссий, поскольку написан он был задолго до массового распространения интернета.
«Когда люди отправляют свои данные в «облака», они вовсе не отказываются от своих прав на конфиденциальность переписки», — говорится в иске Microsoft.
В отличие от Apple, Microsoft в иске не дает отсылок к конкретному случаю. Если «яблочная» корпорация судилась с ФБР из-за взлома одного-единственного смартфона, но компания Сатьи Наделлы решила начать борьбу в отношении всех случаев, когда федеральные органы пытаются получить доступ к личным данным американских граждан без их ведома.
Как и в случае с Apple, делу, которое было начато в отношении властей, прочат многомесячные или даже многолетние дебаты.
В последнее время вопросы, связанные с защитой личных данных клиентов технологических компаний, воспринимаются достаточно остро. The New York Times отмечает, что корпорации вступили в активную фазу борьбы с государством, поскольку такие гиганты, как Microsoft, Google и Apple, все чаще прибегают к облачным хранилищам информации, как персональной, так и корпоративной.
Раньше для того, чтобы получить доступ к документам или узнать содержание персонального компьютера, нужно было посылать сотрудников правоохранительных органов в офисы и физически изымать кипы бумажных документов и жесткие диски. Эти действия, очевидно, уже сами собой уведомляли объект расследования о том, что его личные данные могут быть просмотрены агентами ФБР.
С появлением же облачных решений судам достаточно вынести безвременное постановление об изъятии информации под грифом секретности.
В этом случае объекты слежки могут годами не догадываться о пристальном внимании со стороны властей.
В громком деле о противостоянии ФБР и Apple президент и по совместительству главный юрисконсульт Microsoft Брэд Смит выступил в защиту Тима Кука. Помимо Microsoft, поддержали Apple и другие IT-гиганты. Общая проблема оказалась важнее многолетней борьбы за место под солнцем на мировом рынке.
Примечательно, что за несколько часов до того, как информация об иске Microsoft появилась в СМИ, на сайте Европейского парламента были опубликованы одобренные поправки к закону о защите персональных данных, которые предусматривают право гражданина знать, что к его данным получили доступ власти.
Действующий документ работал уже более десяти лет, то есть был создан задолго до того, как интернет глубоко проник в жизнь простых людей. Новый пакет ужесточает наказания и вводит более актуальные для цифровой эры правила.
Теперь компании, не соблюдающие права пользователей на приватность информации, могут получить штраф в размере до 4% от своего оборота.
Кроме того, в закон вводится понятие о «праве на забвение», а граждане получают право на перемещение своих данных между сервисами. Новый закон вступит в силу летом и должен быть внесен в законодательства стран — членов ЕС до 2018 года.
В 2000 году власти США и ЕС подписали так называемый договор о «безопасной зоне» (Safe Harbour), благодаря которому все американские компании стали считаться по умолчанию надежными хранителями данных. Однако после того, как в 2013 году Эдвард Сноуден опубликовал документы о программах массовой слежки АНБ США, австрийский борец за защиту личных данных Макс Шремс инициировал коллективный иск против Facebook.
Шремс предположил, что собирающие данные о европейских пользователях американские компании хранят их на серверах в США, а значит, могут беспрепятственно предоставлять информацию спецслужбам.
После разбирательств Европейский суд вынес решение, которое, по сути, аннулировало договоренность о «безопасной зоне». Вскоре правительства пришли к новой договоренности об обмене данными, однако еще до этого именно Microsoft успела поставить в Германии собственные дата-центры.
Анастасия Евтушенко, Дмитрий Шестоперов, Макар Козырев