Российская аудиторско-консалтинговая компания ФБК подсчитала, что потери экономики России от спама в 2008 году достигли 1,3—1,9 млрд долл. «В среднем на e-mail, защищенный специальными программами безопасности, приходит около 9,9 спам-сообщения в день. На удаление одного такого письма у сотрудника уходит семь секунд. При этом мы использовали два варианта подсчетов. Согласно первому учитывались количество и средняя заработная плата сотрудников, пользующихся электронной почтой, по отраслям, а во втором случае критерием был род деятельности», — говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
Ведущий эксперт отдела систем и методов обеспечения информационной безопасности компании «Микротест» Павел Первин сомневается в правильности данной методики. «Дело в том, что единой методики подсчета ущерба от спама не существует. Реальные потери вполне могут оказаться значительно больше, если учитывать еще дополнительную нагрузку на почтовые серверы, оплату незапланированного дополнительного трафика и возросшую нагрузку на каналы», — пояснил г-н Первин. «Кроме того, спам занимает достаточно большой объем интернет-трафика, а значит, приносит деньги интернет-провайдерам, которые также являются частью экономики», — напоминает бизнес-консультант по безопасности Cisco Systems Алексей Лукацкий.
По мнению экспертов, сложившиеся условия экономического кризиса вполне подходят для развития спам-бизнеса из-за необходимости экономить. Это очень дешевый канал рекламы: расценки на рассылку спама на адреса юридических лиц столицы составляют всего 4 тыс. руб. более чем за 800 тыс. адресов. «По нашим данным, доля спама в почтовом трафике в январе 2009 года в среднем составила 86,7%. Это более чем на 5% больше по сравнению с декабрем прошлого года. Это можно объяснить десятидневными новогодними каникулами, во время которых практически не было деловой переписки, но и в конце января доля спама не была ниже 85%», — говорит директор лаборатории контентной фильтрации «Лаборатории Касперского» Андрей Никишин.
Если говорить о мерах, то эксперты сходятся во мнении о необходимости не только функционирования антивирусов, но и развития законодательной базы в данном направлении. Пока ограничения предусмотрены в ст. 18 закона «О рекламе», где содержится запрет на рассылки без согласия получателя, однако не дано определения самого понятия «спам».
Анна Рыбникова